Реклама, как известно, двигатель прогресса и культа потребления. С каждым годом она совершенствуется, ненавязчиво заставляя нас покупать больше и больше. Баннеры в интернете преследуют нас на каждой новой странице и даже обращаются к нам по имени. Но нельзя сказать, что это явление — продукт современности. Не важно, какая валюта лежит у вас в кармане: доллары или динары, во все времена были те, кто как бы невзначай заставлял людей совершать покупку.
Публичный дом в Помпее
А вы любите заведения фаст-фуд, где люди стоят в огромной очереди и не могут определиться с заказом? У владельцев публичного дома в Помпее была примерно такая же проблема. Поэтому они изобразили наглядно все «продукты» своего заведения, развесив картины, на которых были изображены возможные услуги, чтобы клиентам было проще определиться. Во времена римской империи к сексу относились проще, чем сегодня. Публичные дома не были чем-то запретным, кроме того, они могли открыто рекламировать свои услуги.
К примеру, Лупанарий («Волчье логово») изначально строился как бордель, в нём было 10 комнат, предназначенных для гостей. Изображения на стенах служили дополнением к многообразию эротических услуг. Помимо борделей проститутку легко было найти прямо на улице. Граффити на улицах указывали путь к большой и чистой любви. «Если кто-то сидит здесь, то пусть прочтёт это: если кому-то хочется трахаться, то пусть ищет Аттику, она стоит 4 сестерции».
Ещё одна надпись, с более точным алгоритмом действий: «В Ночере ищите Новеллию Примигению рядом с римскими вратами в квартале проституток».
Политика в Помпее
Проституцию называют древнейшей профессией. Но есть ещё один род занятий, близкий к ней — политика. Деятелю на этом поприще важно уметь продать себя публике также как и девушке лёгкого поведения, и в Помпее представители обеих профессий использовали похожие методы. Местонахождение эдилов и дуумвиров продумывали до мелочей, а информацию о выборах размещали на стенах города.
«Соседи умоляют вас выбрать Люсиуса Статиуса Рецептуса, дуумвира, обладающего судебными полномочиями, и просто хорошего человека. Это написал его сосед, Аэмелиус Целер. И пусть хворь настигнет того, кто сотрёт эту надпись».
Реклама, написанная крупным чёрным шрифтом, бросается в глаза. Идея подобных надписей в том, что кто-то поддерживает этого кандидата, и вам тоже следует быть за него.
В одной из надписей группа проституток побуждает публику голосовать в определённой манере. Было ли это просто рекламой или антикампанией, сказать трудно. «Нищие и Мацериус хотят, чтобы Ватия стал эдилом» — кажется, это реклама чистой воды.
Греческая керамика
Изделия классической греческой керамики чаще всего декорированы красными и чёрными фигурами. Если изделие покрутить, то кажется, будто рисунки на них оживают.
Многие кувшины подписаны художниками, что позволяло продавать их коллекционерам, как, например, сегодня это происходит с Моне. Подпись — это своего рода реклама.
Известный гончар Евфимид озаботился рекламой своих изделий и не упускал возможности подчеркнуть, что они лучше, чем у его конкурентов. Он так и написал на одной из своих ваз: «Лучше Евфимида мастера нет». Правда, артистические способности не всегда были гарантом успешных продаж.
В Лувре есть такой экспонат: кувшин с изображением двоих мужчин, ведущих коней. Многие были бы не прочь иметь такой предмет интерьера дома, если бы не надпись, которая гласит: «Покупая меня, вы заключаете сделку».
Магазин игл Джинан Лью
Изобретение печати изменило мир, особенно сферу рекламы. Листовки и постеры стали популярным способом донесения информации до потребителя. Когда же печать стала инструментом маркетинга? Тысячу лет назад в Китае существовала компания, которая одной из первых стала рекламировать себя.
Джинан Лью делал качественные иглы и хотел, чтобы все знали о них. «Мы закупаем лучшие стальные пруты и изготавливаем иглы высокого качества, которые не требуют специальной подготовки перед использованием», — гласит рекламный текст.
Может представленная копия рекламного плаката и не самая лучшая, но она показывает маркетинговый прогресс: кроме надписи на нём изображён кролик с иголкой в зубах. Это одна из первых эмблем бренда.
Для того, чтобы производить листовки в большом количестве, была сделана медная заготовка, которая позволяла массовую печать рекламных плакатов. Когда вы в следующий раз обнаружите листку под дворником своей машины, можете смело винить в этом Джинана Лью.
Монеты
Идеальная реклама — та, что распространена повсеместно и несёт «посыл», проникая в разум потребителя незаметно для него самого. Один из способов — поместить рекламу на предмет каждодневного использования.
Монеты были отличным инструментом пропаганды во все времена, это продолжается и сегодня. Например, на британских монетах написано “ELIZABETH II D G REG F D”, что означает «Елизавета II, милость Божья, Королева, Защитница веры». Древние чеканщики монет тоже очень любили рекламировать образ изображаемого на них человека.
Юлий Цезарь приказал разместить свой портрет на римских монетах и отразить на них, что он произошёл от богини Венеры. Один из его наёмников, Брутус, тоже использовал деньги в целях пропаганды: он поместил изображение двух кинжалов на оборотной стороне, чтобы подчеркнуть, как именно он оказался здесь, и напомнить людям, что они должны благодарить его за спасение от тирании.
Брутус потерпел поражение, а Цезаря провозгласили богом. После него было ещё много императоров, и каждый использовал монеты для создания бренда себя любимого. Август, приёмный сын Цезаря, написал на валюте, что он сын бога, что технически было правдой.
Другие императоры предпочитали демонстрировать свою военную мощь. Траян изобразил на оборотной стороне денег свою победу над дакийцами. В те времена изображения были лучше тысячи написанных слов, так как население в большинстве своём было неграмотным.
Надписи на кирпичах
Месопотамия — земля между реками Евфрат и Тигр, территория современного Ирака — была колыбелью древнейших цивилизаций. Здания здесь возводили из земляных кирпичей, которые давали широкие возможности для рекламы.
Более 4000 лет назад кирпичи, используемые при постройке, содержали надписи, сделанные в технике клинопись. В основном это были имена правителей, по указу которых возводилось то или иное здание, чтобы люди, проходя мимо и видя имя короля на стене, вспоминали о нём.
Когда король Навуходоносор сделал из торгового города Вавилона столицу империи, он хотел убедиться, что жители понимают, что это его заслуга, и отстроил город из кирпича собственного дизайна.
На каждом кирпиче было написано: «Я, Навуходоносор, король Вавилона, построивший Эсагилу и Эзиду, старший сын Набопаласара, короля Вавилона». На самом же деле эти надписи были видны только строителям, так как при укладке кирпича надпись оказывалась внутри.
Когда Саддам Хуссейн занимался перестройкой руин Вавилона, он пошёл дальше Навуходоносора. На кирпичах, использованных при строительстве, он написал: «Саддам Хуссейн, защитник Ирака, перестроил цивилизацию и перестроил Вавилон».
На этот раз надписи были видны всем, но после того, как Саддам Хуссейн отошёл от дел, кирпичи были демонтированы.
Спонсорство спортивных мероприятий
Большой спорт — большие деньги. Тысячи, миллионы глаз будут следить за событием, и любая размещённая реклама не останется незамеченной. Кроме того, можно стать спонсором всей игры, и тогда о ваше имя будет у всех на устах.
Спонсорство игр — далеко не новое изобретение человечества. Вспомним гладиаторские бои в древнем Риме — это было первое использовании спорта как пропаганды.
В Помпеях тоже был большой амфитеатр, где проходили гладиаторские бои, которые иногда выходили из-под контроля. Например, однажды массовые насмешки переросли в настоящий бунт, и бои запретили. Но позже Сенат вновь одобрил их проведение, правда делалось это сугубо в политических целях: нарисованные на стенах рекламы громко говорили о тех, кто проплатил мероприятие.
«20 пар гладиаторов Гнея Помпея Великого … буду драться без каких-либо муниципальных расходов Помпей.»
«20 пар гладиаторов Децима Лукреция Сатрия Валента, священнослужитель Нерона Цезаря, сына Августа, и 10 пар гладиаторов Децима Лукреция Сатрия Валента будут сражаться в Помпеях 4 апреля. Будет жарко.»
Расчёт был на то, что когда придёт время выборов, люди проголосуют за того, чьё шоу было лучше.
Рыбный соус и оливковое масло
Амфоры — вместительные глиняные сосуды, в которых перевозили товары в Древней Греции и Древнем Риме. На самой амфоре в большинстве случаев можно было обнаружить штамп, который сообщал о происхождении товара внутри. Некоторые действительно использовались для учёта товара, но многие из штампов были своеобразной рекламой.
Археологи нашли в Помпеях банки с гарумом (рыбный соус, сделанный из ферментированного рыбного сока), надпись на ёмкости громко заявляла о содержании: «Лучший гарум от фабрики Марка Аксиуса Телемахуса.»
Оливковое масло было одним из важнейших продуктов в древнем мире. Его использовали для приготовления пищи, как топлива для осветительных приборов, для гигиены тела (им очищали кожу от грязи). Как те, кто охотится за оливковым маслом экстра класса, люди искали масло высочайшего качества.
На многих амфорах с оливковым маслом из испанской Бетики (которая была древнеримской провинцией) были найдены отметки о происхождении продукта. Возможно именно такое масло пользовалось наибольшим спросом и маркировка способствовала продаже. Но с другой стороны, амфоры с маслом из Северной Африки редко были маркированы, что позволяет сделать предположение о том, что это была чистой воды реклама.
Сбежавшие рабы
Когда у кого-то пропадает кошка или собака, он чаще всего развешивает объявления с просьбой вернуть найденное животное. В древнем мире рабы были примерно как домашние любимцы для своих хозяев. Рабовладелец хотел вернуть своё имущество и предавал потерю огласке. Подобные сообщения рисовали на стенах с описанием беглеца и деталями вознаграждения нашедшему.
Такой способ обычно использовали в Помпеях, в других местах обычно просто распространяли новости о сбежавшем рабе. В Египте делали листовки из папируса. За найденного раба всегда назначалась награда.
Но в отличии от домашнего питомца, сбежавшего раба никто не ждал с распростёртыми объятьями, обычно после возвращения следовала череда наказаний.
Алкоголь в древнем мире
Люди любят напиваться, поэтому рекламировать веселящие напитки не так уж трудно. И даже существует теория, что человечество оставило охоту и собирательство, чтобы дистиллировать алкоголь. Рекламу месопотамского пива принято считать одной из самых первых в своей индустрии.
Алан Эймс, характеризующий себя как пивной антрополог, обнаружил дощечку с изображением пышногрудой женщины, держащей фляги с пивом. По мнению Эймса рядом с рисунком написано: «Пейте пиво Эльба, ведь в нём течёт храбрость льва». К сожалению, фотографий, подтверждающих эту надпись, предоставлено не было.
Но далеко не вся реклама была выражена в письменном виде или картинках. Устная форма — вот самая древняя реклама. Один из лучших примеров такой рекламы — кампания Фалернского вина.
Поэты выражали свою любовь к этому напитку в стихах. Согласно Марциалу этот напиток не стыдно было бы подать и самому богу Зевсу. Это сравнение подогревало миф о божественном происхождении вина (по легенде его создал Бахус). А урожай 121 года до нашей эры был настолько превознесён, что его стоимость была заоблачной.
Итак, сегодня мы узнали, что реклама стара как мир. Просто в последние пару десятилетий у маркетологов появилось огромное количество новых инcтрументов и рычагов воздействия на потребителя. Запомните одно — если вам нужно что-то продать, то стоит вложиться в законодателей вкусов и ваш товар будет обречён на успех.
published on
Комментарии (0)