От этих стереотипов невероятно трудно избавиться
Никто не хочет считать себя предубеждённым человеком, хотя все мы постоянно выносим свои суждения обо всём на свете, будь то бариста в «Старбаксе» или новый ужасный фильм с Джастином Тимберлейком, который почти никто не видел. В глубинах мозга каждого человека есть предубеждения, о которых мы даже не подозреваем и которые только и ждут наилучшего момента, чтобы проявиться. Например:
1. Темнокожие люди — плохие
Все мы — куда большие расисты, чем хотим о себе думать. Во многих мировых культурах существует предубеждение против людей с тёмной кожей: например, в прошлом году в Индии люди купили более 230-ти тонн осветляющего кожу крема. В 2008-м году косметическую компанию «L’Oreal» обвинили в осветлении лица Бейонсе, поскольку её тёмная кожа вдруг повергла в ужас миллионы её же поклонников со всего мира.
В 2009-м году группу студентов, в основном белых, спросили об их политических взглядах, а затем показали три фотографии Барака Обамы. С помощью компьютера на одной из фотографий кожу президента сделали белой, на второй — смуглой, а на третьей фотографии оставили без изменений. Затем студентов попросили выбрать тот снимок, который им больше нравится.
Либеральные студенты чаще всего выбирали снимок, на котором президент был со светлой кожей, а консервативные — снимок с тёмной, но только в том случае, если они действительно не голосовали за Обаму на выборах, в этом случае они чаще выбирали фото со смуглой кожей. Но, поскольку Обама — реальный и хорошо известный политик, студентам также показали три фотографии супергероя с тёмной, смуглой и светлой кожей, и в большинстве случаев все они предпочитали фото героя со светлой кожей.
Исследования показывают, что когда вам кто-то нравится или вы с кем-то согласны, вы склонны связывать этого человека с более светлым тоном кожи, чем в реальной жизни. Если же вы не симпатизируете человеку, то воспринимаете его темнее, чем он есть на самом деле, как будто его отрицательные качества проступают на его коже и визуально пачкают его, чтобы предупредить вас об истинной чёрной природе несимпатичного вам человека.
2. Ожирение — преступление
Прямо сейчас включите телевизор и посмотрите любое комедийное шоу. Оно даже не должно быть по-настоящему смешным, актёры просто должны пытаться шутить. Вы увидите пару расистских шуточек, пару религиозных, а все остальные шутки будут про толстяков.
Высмеивать толстяков — это «последнее приемлемое предубеждение», поскольку в глубине души мы все считаем, что полными могут быть только ужасные люди. Зачем бы им иначе пытаться отравить себя вредными калорийными продуктами вроде чипсов, если они не хотят избавить мир от своего присутствия?
Это предубеждение настолько укоренилось в нас, что мы даже не подозреваем о его существовании. Третировать полных начинают ещё в раннем возрасте: исследование, проведенное в Великобритании, показало, что у полных детей в несколько раз меньше друзей, меньше шансов быть приглашёнными на какое-либо мероприятие.
Более того, их представляют более глупыми, чем детей с нормальным весом, хотя никаких реальных предпосылок для этого нет — выводы делаются совершенно посторонними людьми на основании одной только внешности. Эти же предубеждения следуют за толстяками во взрослую жизнь: отдельное исследования показало, что врачи, лечащие полных людей, искреннее считают их ленивыми и глупыми.
Ещё большую тревогу вселяет тот факт, что мужчины-присяжные в суде, особенно худые, более склонны счесть виновным человека с лишним весом. Если же обвиняемая персона — полная женщина, то эффект ещё более усиливается. Иными словами, если у вас есть избыточный вес, то у вас больше шансов сесть в тюрьму. То же справедливо и в отношении боссов: подчинённые считают полных начальников менее компетентными, даже если их вес никоим образом не влияет на работу. Кроме того, полные люди, особенно женщины, зарабатываю меньше денег, чем их стройные коллеги.
Учитывая, что в последующие десятилетия ожидается рост веса примерно у половины населения земного шара, предрассудок, возможно, эволюционирует: чуть менее полные люди будут относиться с предубеждением к чуть более полным.
3. Женщины — это совокупность частей
Если вы хоть раз смотрели телевизор или искали что-то в интернете, то наверняка знаете, что на женщин часто смотрят, как на сексуальный объект; к мужчинам же это почти не относится. Мы привыкли к такому поведению: теперь и мужчины, и женщины рассматривают женское тело, как набор круглых объёмных частей.
В недавнем исследовании участникам показывали изображения всего тела мужчин и женщин — от ног до макушки — в течение нескольких секунд. Одновременно демонстрировались два изображения — ростовой снимок и снимок части тела, либо же снимок слегка изменённой части тела, как правило, более объёмной, чем настоящая. Затем участников попросили выбрать оригинальную версию каждой фотографии.
В целом участники правильно угадывали часть тела, если она принадлежала мужчине, и очень редко давали правильный ответ, если речь шла о женской фотографии. Кстати, все участники куда дольше рассматривали именно снимки с женскими частями тела, прежде чем принять решение.
В целом мы, скорее всего, распознаём людей через их отдельные черты, но наш мозг эволюционировал таким образом, что мы воспринимаем другого человека как цельную фигуру, а не набор отдельных частей. Но женщины, которых мы рассматриваем в качестве сексуального объекта, являются исключением — мы скорее обратим внимание на грудь, чем на всю женскую фигуру в целом.
Исследователи обвиняют во всём СМИ, поскольку именно в рекламе мы чаще всего видим соблазнительные части женского тела, способствующие росту продаж.
4. Бедняки — это просто предметы
Когда вы на улице проходите мимо бездомных, то чаще всего отворачиваетесь, или смотрите на часы, или вообще едва ли не притворяетесь мёртвыми, лишь бы уклониться от возможного разговора с ними. Иногда вы даже можете дать этому человеку деньги, но как только вы отойдёте от него, его внешность сразу сотрётся из вашей памяти. Научные исследования доказывают, что бездомные люди, иначе говоря, бомжи, заботят нас даже меньше, чем мы можем себе признаться.
Обычно, когда мы смотрим на человека, активируется часть мозга, которая контролирует сочувствие. Это позволяет нам распознать лицо человека и составить суждение о его делах и поступках, и в итоге мы взаимодействуем с ним и сопереживаем ему — именно так ведут себя люди, если, конечно, не являются психопатами.
Тем не менее, когда мы смотрим на неодушевленные предметы, эта область остаётся в состоянии покоя, так как нет никакой необходимости сопереживать холодильнику или табуретке. Недавнее исследование, проведенное учёными из Принстонского университета, обнаружило, что при взгляде на бездомных эта часть мозга тоже не активируется.
Согласно показаниям МРТ, при взгляде на фотографии обеспеченных мужчин и женщин эта область мозга испытуемых становилась активной, а при взгляде на снимки бездомных — нет. Это означает, что фактически мы относимся к бездомным людям, как к неодушевлённым предметам, хотим мы того или нет.
5. Ваша команда — лучшая
Многие из вас наверняка читали эту статью и думали, что вышеизложенное к вам не относится: ваш лучший друг — толстяк, вы тратите все свои выходные на волонтёрство в благотворительной столовой, да и на женщин вы смотрите в первую очередь, как на личность.
Но всё это не имеет значения, потому что пятый пункт нашей подборки подходит всем, и мало кто может хоть что-то с этим поделать. Всё, что вам нужно сделать — это вступить в какую-либо группу, и вы автоматически начнёте считать, что именно ваша группа является лучшей в своей области.
Принадлежность к группе сразу заставляет человека думать, что его группа лучше другой, возможно, такой же. Более того, если вы встретитесь с человеком из группы-конкурента, то будете относиться к нему с некоторым предубеждением и станете смотреть на него свысока, даже если для этого нет никаких оснований или в будущем подобное отношение может причинить вам некоторый ущерб.
Очевидным примером этого является спорт. Кажется смешным, что люди готовы потратить кучу денег и времени для того, чтобы посмотреть, как группа незнакомцев гоняет мяч по полю. Но это так: люди будут разрисовывать своё тело в цвета команды, рушить дружбу и отношения и даже устраивать беспорядки, чтобы доказать, что именно их команда лучше другой. При этом люди преданы не людям, но скорее идее группы — они даже могут ударить вас, если вы наденете в их присутствии футболку с символикой команды-соперника.
Так уж устроен человеческий мозг. Именно поэтому мы подавляющую часть своей жизни находимся в состоянии «войны». Всё, что нужно — это знать, что есть «мы» и «они», и вы автоматически начнёте делать всё возможное для того, чтобы вывести «вас» на первое место.
published on
Комментарии (5)