Говорят, что полёт является самым безопасным способом путешествия в наше время (конечно, если только вы летите на современном самолёте, а не на самодельном дельтаплане). Даже статистика упорно твердит, что вероятность того, что вы разобьётесь на пути к аэропорту, значительно выше вероятности вашей гибели в полёте. Так почему же самолёты так пугают людей? Может быть, потому, что если вдруг в воздухе что-то пойдёт не по плану, у вас не будет ни малейших шансов спастись? Но не торопитесь с выводами: иногда даже во время авиакатастроф все (или почти все) люди, находившиеся на борту, выживают.
Гражданский самолёт перенёс попадание ракеты и сумел уйти от советских истребителей
В апреле 1978 года пилот самолёта Ким Чанг Ки вёз более 100 пассажиров из Франции в Сеул с остановкой на дозаправку в Анкоридже (штат Аляска, США). Возможно, вас заинтересовало, почему он облетал Землю не с той стороны, следуя по чудовищно длинному маршруту. Дело в том, что пилоту нужно было избегать нарушения воздушного пространства Советского Союза.
Но во время полёта Ким Чанг Ки с ужасом обнаружил, что он таки летит над СССР из-за небольшой погрешности навигационного прибора. Ошибку в навигации пилот решил компенсировать другим навыком, называющимся «уход гражданского самолёта от истребителей». Советский радар сразу же обнаружил неизвестный самолёт. Для его идентификации были направлены 2 перехватчика.
Пилоты истребителей вскоре поняли, что перед ними – пассажирский самолёт (к сожалению, история умалчивает о том, что думали сами пассажиры, поняв, что их преследуют военные самолёты). Но командование, невзирая на доклад, приказало пилоту Александру Босову уничтожить нарушителя. Ослушаться приказа Босов не мог, пришлось выпустить 2 ракеты.
Одна из ракет пролетела мимо цели, но вторая задела крыло самолёта. Шрапнель от взрыва сильно повредила корпус лайнера, убила двух пассажиров, разгерметизировала салон и разрушила один из четырёх двигателей самолёта. Но рейс KAL902 продолжил лететь. Капитану Киму пришлось направить Boeing 707 в очень крутое пике. Только так он мог доставить людей на высоту, на которой они смогли бы нормально дышать. Как только лайнер погрузился в облака, истребители исчезли из поля зрения, видимо, посчитав миссию выполненной.
Это интересно: Ким целых 40 минут летел ниже области видимости радаров с половиной левого крыла и неработающим двигателем. В полной темноте он сумел совершить аварийную посадку на замёрзшем озере в северной части Советского Союза, менее чем за 150 километров от границы с Финляндией. Кроме двух пассажиров, погибших в момент ракетного удара, все остальные люди, находившиеся на борту Boeing 707, выжили.
Вертолёт упал в жерло действующего вулкана
Когда самолёт начинает терять высоту, он может хотя бы планировать в воздухе. Вертолётам же, к сожалению, такая роскошь недоступна. Всё не так уж и плохо, если вы опускаетесь в воду. Но представьте, что ваш вертолёт падает прямо в жерло извергающегося вулкана! Ну как, страшно? Напоминает какую-то сцену из остросюжетного фильма, не так ли? Но именно такой случай в 1992 году произошёл с Крисом Дэдди и Майклом Бенсоном, снимавшими кадры для одной из голливудских картин.
Пилот Крэйг Хоскинг подвёл вертолёт к вулкану Килауэа на Гавайях, как вдруг его машина захлебнулась из-за огромного количества ядовитого вулканического газа, непрерывно извергаемого из его жерла. Когда двигатель заглох, троим находившимся на борту мужчинам оставалось только молиться, ведь они падали прямо во врата ада.
Чудесным образом вся троица пережила катастрофу, но электроника летательного аппарата вышла из строя, из-за чего было невозможно подать радиосигнал бедствия. Дэдди, Бенсон и Хоскинг попробовали самостоятельно выбраться из кратера вулкана, но поняли, что не смогут этого сделать. Внутренние стены были слишком высокими и гладкими.
Пока Дэдди и Бенсон забились на небольшой выступ у стены кратера, где воздух был немного менее убийственным, Хоскинг вернулся на место катастрофы и присоединил батарею видеокамеры к коммуникационному устройству вертолёта, надеясь подать сигнал SOS. Хитроумный ход сработал. На место быстро прибыли спасатели. Они подняли Хоскинга на поверхность и направили в больницу. По словам врачей, если бы помощь прибыла на 10-15 минут позже, Крэйг скончался бы от удушья.
Но Крису и Майклу повезло меньше: их долго не могли обнаружить из-за густого дыма. Через 27 часов после крушения вертолёта, после нескольких неудачных попыток по спасению, предпринятых наземными командами, Дэдди собрался с силами и начал карабкаться вверх по крутым стенам кратера. Его лицо и руки были изрезаны острым гравием, но Крис не останавливался, пока не оказался наверху.
В кратере оставался только Майкл Бенсон. Ему пришлось провести в аду ещё сутки, из последних сил цепляясь за выступы на стене вулкана и предполагая, что Крэйг и Крис уже отправились на тот свет. Когда он уже перестал надеяться на спасение, погода чудесным образом наладилась, и спасатели смогли сбросить Бенсону с вертолёта верёвочную лестницу. Таким образом, после полёта на вертолёте, едва не стоившим ему жизни, судьба наградила его… ещё одним полётом на вертолёте!
Полёт вверх тормашками со сломанным крылом
Неожиданная потеря одного крыла — наверное, худшая вещь, которая может случиться с пилотом самолёта. Трудно представить, как чувствовал себя Нил Уильямс, когда во время полёта на Zlin Z526 он почувствовал резкий толчок и услышал усилившийся шум воздушного потока. Посмотрев в окно, Нил с ужасом увидел, что левое крыло его самолёта приняло непривычное положение… Произошло это в июне 1970 года.
Следует упомянуть, что Уильямс был отличным профессионалом. Но свои знания касательно воздушных трюков он получил на самолётах с парой крепко приделанных крыльев. Теперь же нижнее крепление левого крыла развалилось. В итоге крыло повисло под углом. В таком положении для полёта оно было совершенно бесполезным.
В данной ситуации большинство людей выкрикнули бы слово «мама» и терпеливо дожидались бы конца. Но Нил сразу же вспомнил услышанную им когда-то историю о бельгийском пилоте, оказавшимся в схожем положении (сломалось верхнее крепление крыла), но сумевшим успешно посадить самолёт.
Это интересно: Уильямс решил не сдаваться и перевернуть самолёт вверх тормашками, рассчитывая, что сопротивление воздуха поставит крыло на место. Он не ошибся: крыло действительно вернулось в нужное положение. Но неожиданно отключился двигатель: топливо банально перестало поступать в цилиндры. Сумев перезапустить двигатель, Уильямс направил самолёт к взлётно-посадочной полосе (всё это – вверх тормашками). Только в последнее мгновение пилот вернул самолёт в нормальное положение. Левое крыло сразу же отпало, но Нил, к счастью, выжил.
3 самолёта надолго застряли в Антарктиде
В 70-х годах прошлого столетия французы построили научную базу вблизи от Южного полюса. «Но как они собирались решить вопрос с поставками в столь удалённое от цивилизации место?» – спросите вы. Ничего трудного с технической точки зрения здесь нет. Достаточно заменить в транспортном самолёте LС-130 шасси на лыжи и прикрепить к нему парочку реактивных ракет для быстрого разгона и торможения.
Но французским полярникам пришлось стать свидетелями сразу нескольких аварий самолётов. Хоть ничто и не предвещало беды. Первый самолёт (принадлежавший ВВС США), доставивший им продукты и техническое оборудование, приземлился идеально. Но в момент взлёта реактивная ракета рванула слишком рано, повредив правое крыло. В тот же момент вспыхнуло пламя. К счастью, никто из находившихся на борту людей не был ранен. Но пилотам пришлось провести долгую ночь в Антарктиде в не особо тёплой обуви.
Следующим утром прибыл спасательный самолёт. В этот раз пилоты решили взлететь старым проверенным способом, взяв долгий разгон по земле. Но сделать это им, опять же, не удалось. Через несколько секунд после взлёта сила тяжести прижала летательный аппарат обратно к земле. Хорошо, что снег является достаточно мягкой поверхностью для посадки. Поэтому снова никто не пострадал.
На третий день появился третий самолёт LC-130. С 6 людьми на борту он нормально взлетел и скрылся в облаках. Конец истории? Не совсем.
Понимаете ли, лишь 5 существующих аппаратов LC-130 были оборудованы столь необходимыми для посадки в Антарктиде лыжами. Поэтому руководство американских ВВС было намерено вернуть застрявшие в зоне вечной мерзлоты самолёты.
Это интересно: На французскую научно-исследовательскую базу был отправлен очередной LC-130. На борту находились люди, которые должны были восстановить разбившиеся самолёты. Вы уже догадываетесь, что произошло дальше? Снова взорвался ракетный ускоритель. Пропеллер разлетелся на мелкие кусочки, а фюзеляж был нашпигован шрапнелью. Удивительно, что снова обошлось без жертв и ранений. Тем не менее, в районе полярной станции застрял уже третий самолёт!
Все 3 летательных аппарата были спасены только в 1977 году, через 3,5 года после первого крушения. Проводить операцию по их ремонту было настолько трудно, что руководство американских ВВС присудило военные награды людям, участвовавшим в восстановлении самолётов. Неизвестно только, как американцы смогли уговорить пилотов ещё раз отправиться в это адское место.
На этом месте следовало бы поставить точку в этой истории, но не тут-то было. Всего год назад на этой же научно-исследовательской базе потерпел крушение бразильский самолёт C-130H.
Вертолёт не смог дозаправиться в полёте и рухнул в океан во время шторма
Пилот Американской Национальной гвардии Дэвид Руволо вместе с командой из четырёх человек был отправлен на вертолёте Н-60 на спасение мужчины, лодка которого попала в шторм за 400 километров от побережья Нью-Джерси. Спасатели столкнулась с громадными волнами и порывистым ветром, дувшим со скоростью в 110 миль в час. Поэтому многократные попытки дозаправиться во время полёта от самолёта-танкера были безуспешными. Пилоту пришлось разворачивать вертолёт обратно.
Небольшое лирическое отступление: можете не волноваться о судьбе бедолаги на лодке – проходившее в том районе румынское судно отбуксировало его на безопасное место.
А теперь вернёмся к вертолёту. К сожалению, команда Дэвида Руволо была не столь удачлива. Пилот направил вертолёт к берегу по маршруту, который проходил через эпицентр шторма. И ему снова не удалось дозаправить аппарат в полёте! Топливо было на исходе, и Руволо с ужасом понял, что долететь до Нью-Джерси ему не удастся.
Пилот передал по радио сигнал SOS и завис над бушующим океаном. У команды не было другого выхода, кроме как прыгать вниз. Первыми оказались в воде второй пилот Грэм Бушор и спасатель Рик Смит. Другой спасатель Джон Спилэйн выбрал очень неудачное время для прыжка. Вместо падения с 3-метровой высоты в гребень волны, он угодил аккурат в промежуток между волнами. Джон пролетел около 20 метров и столкнулся с водой на скорости более 80 километров в час. Из-за этого он сломал 8 костей, сильно ушиб поджелудочную железу и разорвал почку.
Дэвид Руволо вместе с бортинженером Джимом Майоли остались в вертолёте, чтобы гарантировать, что их партнёры не будут перемолоты в фарш огромными вращающимися лопастями падающего вертолёта. Они отвели его на десяток метров в сторону, но огромная махина внезапно перевернулась вверх тормашками. У Руволо и Майоли оставалось несколько секунд на то, чтобы покинуть её. К счастью, они успели это сделать. Но до спасения было ещё очень далеко.
У Майоли, не имевшего опыта выживания в экстремальных условиях, вскоре начали проявляться симптомы гипотермии. Руволо привязал его к себе шнуром от парашюта, чтобы хоть немного поделиться теплом.
Это интересно: Через 3 часа весь переломанный Спилэйн чудом заметил в воде Руволи и Майоли и подплыл к ним. Эта троица плескалась в волнах высотой в 7-этажный дом и глотала солёную воду ещё 3,5 часа, прежде чем их спасла береговая охрана! Поднявшись на борт катера спасателей, они увидели, что Бушор уже находился там.
Невзирая на масштабную поисково-спасательную операцию, последнего члена команды, Рика Смита, так и не нашли. Три маленькие дочери остались без отца.
Карлос Дардано: одноглазый ас
19 апреля 1982 года 23-летний пилот Карлос Дардано находился за штурвалом воздушного такси El Salvadoran. Напомним, что в то время в Сальвадоре велась жестокая гражданская война.
Однажды Дардано пришлось лететь в джунгли и садиться прямо там, на крошечной и грязной посадочной полосе. Но стоило Карлосу выйти из самолёта, как его серьёзно ранили в лицо партизаны, прятавшиеся в кустах. Истекающий кровью и потерявший левый глаз Дардано сумел усадить испуганных пассажиров на самолёт и взлететь. Никто, кроме него, тогда не пострадал.
Но на этом беды Карлоса не закончились. Хотя сначала дела шли хорошо: ему посчастливилось стать пилотом местной коммерческой авиакомпании, невзирая на то, что вместе с потерей глаза он утратил и восприятие глубины.
Через 6 с лишним лет после того трагического инцидента, 24 мая 1988 года, Дардано пилотировал новенький Boeing 737, летевший из Белиза в Новый Орлеан. Внезапно прямо перед самолётом образовался ужасный грозовой фронт. Гроза забросала самолёт градом, из-за чего двигатели были не в состоянии нормально работать. То есть судно превратилось в огромный 75-тонный планер.
До Новоорлеанского аэропорта было ещё очень далеко. Диспетчеры предложили Дардано сесть на ближайшее шоссе, но пилот отказался. Вместо этого Карлос решил посадить лайнер на воду, но приблизившись к земле, он заметил внушительных размеров дамбу. Чтобы приземлиться, Дардано нужно было выполнить резкий маневр, больше подходящий для авиашоу и современных истребителей, а не для неисправных воздушных гигантов, полных пассажиров.
Дардано, естественно, выполнил необходимый манёвр безупречно, после чего приземлился сверху на дамбу. Самолёт остановился за считанные метры от проходящего перпендикулярно шоссе. По словам Карлоса, это было самое красивое приземление в его карьере.
Пассажиры, находившиеся на борту, не пострадали. Они, безусловно, должны благодарить судьбу за то, что за штурвалом их самолёта в тот злополучный день находился именно Карлос Дардано – одноглазый пилот и настоящий мастер своего дела.
Если бы не незначительный ущерб от града, то и Boeing 737 также можно было назвать целым и невредимым. Карлос посадил лайнер настолько безупречно, что этот же самолёт в дальнейшем ещё использовался для полётов. Кстати, двигатель был отремонтирован специалистами прямо на дамбе.
Согласитесь, если бы пилоты в критический момент сдались, перечисленные выше авиапроисшествия привели бы к гибели десятков людей. А так они стали очередным доказательством того, что в нашем мире всё ещё есть место для чуда. Но, чтобы чудо всё-таки случилось, человек должен сделать для этого всё возможное.
published on
Комментарии (0)