О том, что на свете существует таинственная и загадочная страна Китай, наши предки имели представление достаточно давно. Но первый раз представители этой древней и совершенно особенной, развивающейся изолированно от других, цивилизации очутились на нашей земле лишь в XVII веке. Как же сложилась их судьба: счастливо или трагично?
Нерадостная встречаПервый раз наши соотечественники встретились с китайцами в 1650-х годах на Амуре во время стычки казаков Ерофея Хабарова с маньчжурскими войсками. Причем встреча была вызвана вовсе не желанием вести торговлю, налаживать сотрудничество или что-то подобное, причиной стала борьба за эти территории. Маньчжуры считали, что у этих земель уже есть хозяин, и это явно не мы. Казаки Хабарова отстаивали противоположную точку зрения, причем, естественно, с оружием в руках. В ходе боя казаки смогли взять в плен несколько китайцев, которые стали первыми людьми из далекой таинственной страны у нас на родине.
Что произошло с первыми китайцами, очутившимися в РоссииКитай и ее жители были окутаны для нас дымкой таинственности Первый «никанский мужик»Самым первым плененным жителем Поднебесной оказался, как пишет в одной из своих работ историк Андрей Зуев, носитель диковинного имени Кабышейка. Впрочем, так его прозвище услышали казаки, возможно, по-настоящему оно звучало совсем иначе. Сам китаец называл себя уроженцем некоей «Никанской земли», но в момент захвата в плен он был человеком «богдойским» из «Нелгутского города». «Никанским государством» называли ту часть Китая, которая не покорилась маньчжурским захватчикам и после того, как пала династия Минь, все еще сопротивлялась. Правда, ее все же захватил некий «богдойский царь Шамшахан», который воевал со всеми, а сам не платил никому ясак. Уроженцев упомянутой нами земли именовали «никанцами» или «никанскими мужиками». Кабышейка был одним из них. Вот только, к сожалению, о том, что происходило с ним дальше, после взятия в плен, никаких данных не сохранилось.
Что случилось с остальнымиСледующим плененным китайцем, который попал к казакам под руководством Онуфрия Степанова в 1654 году, стал еще один уроженец Никанской земли. По его словам, он был пленен маньчжурами, а впоследствии продан в качестве раба. Годом позже, во время битвы, получившей название Кумарской, казачьи войска показали истинную доблесть. Они не только смогли выиграть несмотря на то, численный перевес неприятеля был в двадцать раз, но еще и умудрились взять в плен китайцев. Правда, всего трех.
Их, согласно имеющимся данным, звали Тинур, Чагу и Хиштко. Двое из них, крещенных в православии, атаман Онуфрий Степанов решил отправить в столицу к царю Алексею Михайловичу. Причем не с целью расправы, а просто чтобы показать государю непривычных русскому взгляду людей из таинственной страны. Вместе с тремя китайцами было отправлено сопроводительное письмо, к котором ясно указывалось: все трое в свое время попали в плен к маньчжурам и были проданы в рабство. Так что русских натерпевшиеся иноземцы восприняли как освободителей, и были рады переменам в своей жизни. И даже решили сменить веру — настолько привыкли к казакам и всему русскому.
Что произошло с первыми китайцами, очутившимися в РоссииПленные китайцы не захотели вернуться на родину, где жизнь тоже была тяжелой А где еще одинВы спросите, а как же третий китаец, ведь в Москву отправили только двух? Он попытался сбежать, но потерпел неудачу и был конвоирован двумя казаками в Якутск. Пленных китайцев там уже и так было двое, и они решили подать царю совместную челобитную. Но не с просьбой отпустить их, а с желанием служить Алексею Михайловичу. Эти жители Поднебесной носили имена Тинур, Чагу и Хиштко, а после крещения стали «Тимошкой да Митькой Ивановыми и Васькой Марковым». Кстати, тот самый Васька Марков — никанец, предпринявший попытку побега от Степнова и не преуспевший в этом стремлении. Насчет двух последних ничего неизвестно, а вот Тимошка (бывший Тинур) был отправлен в столицу. И вся его дальнейшая жизнь оказалась связана с нашей страной. Поначалу он бедствовал и чуть ли не помирал с голоду (если верить его следующей челобитной царю) и просил принять его в конные казаки Томского города. Кстати, эта письменная просьба была удовлетворена, если верить написанной на ней резолюции. А еще есть версия, что в Тобольск в 1670-х годах прибыл российский посол в Поднебесной Николай Спафарий, для которого переводом документов с китайского на русский язык занимался не кто иной, как тот самый Тимофей (Тинур), проживавший там же.
Что произошло с первыми китайцами, очутившимися в РоссииПортреты Николая Спафария, в отличие от портрета Тинура, сохранились до наших днейНо вот о том, что было дальше с этим окончательно оставшимся у нас бывшим пленным, не сохранилось никаких упоминаний. А вы лично знаете жителей Поднебесной, переехавших к нам в Россию?
Узнайте, что говорят китайцы о России и русских, а также самые интересные факты о Китае.
Комментарии (0)