Когда речь заходит о древних скульптурах, мы представляем себе белоснежную статую с изящным изгибом тела. Однако на самом деле художники Древней Греции и в Древнего Рима раскрашивали свои работы. Так почему же о древних скульптурах мы думаем как о бесцветных?
На самом деле миф о белом мраморе зародился в эпоху Возрождения, когда начали находить творения древних скульпторов. Они сотни лет провели под землей, и от воздействия стихий утратили цвет. Когда статуи находили, то их тщательно очищали от грязи, вероятно, стирая и поблекшие и изменившиеся остатки краски.
Древняя Греция в цвете: старинные скульптуры когда-то были цветнымиСкульптор раскрашивает свою статую. Рисунок на древнегреческой вазе. Фото: edition.cnn.comЭти находки служили вдохновением для скульпторов эпохи Возрождения, которые пытались подражать мастерам древности. И, думая, что шедевры Древнего Мира были из чистого мрамора, они намеренно оставляли камень неокрашенным. Эта тенденция со временем укоренилась, так как даже в книгах, посвященных древним искусствам, историки восхищались белизной статуй. Например, Иоганн Винкельман, которого прозвали «Отцом искусствознания», воспевал бесцветность статуй и писал, что чем белее тело, тем оно красивее. Он считал, что цвет играет второстепенную роль в скульптуре, главное в ней ― структура, строение, композиция и как скульптор умело передал язык тела. Именно эта идея и лежит в основе современной скульптуры (кстати, о самых известных статуях вы можете
Винкельман наверняка бы удивился знаниям современных искусствоведов, которые уверены, что древние статуи были цветными. И не просто цветными, а по-настоящему яркими и красочными. Конечно, в эпоху Винкельмана (первая половина XVIII века) еще не было хороших технологий, с помощью которых можно было бы проанализировать буквально каждый сантиметр скульптуры.
Именно благодаря такому тщательному анализу и были найдены остатки красок в мраморе. Большинство ярких пигментов были токсичными: например, красный цвет древние скульпторы получали из ртути. Затем их смешивали с совершенно обычными продуктами: яйцом или пчелиным воском. Согласитесь, не особо стойкое вещество получается?
Древняя Греция в цвете: старинные скульптуры когда-то были цветнымиСледы краски на этой скульптуре датируются 500 г. до н.э. Фото: cbsnews.comА теперь приготовьтесь к буйству цвета и посмотрите на современные реконструкции древних скульптур. Специалисты подробно анализировали пигменты на статуях, разбирая их на молекулы, воссоздали их и использовали в своих копиях. Все они созданы для передвижной выставки «Боги в цвете», которая путешествует по музеям разных стран, чтобы рассказать миру, какой на самом деле была скульптура Древнего Мира.
Лев из Лутраки Древняя Греция в цвете: старинные скульптуры когда-то были цветнымиФото: edition.cnn.com Бюст, обнаруженный в 1886 году Древняя Греция в цвете: старинные скульптуры когда-то были цветнымиФото: edition.cnn.com Скульптура 2 века до н. э. отчасти сохранила свои цвета, которые видны невооруженным глазом Древняя Греция в цвете: старинные скульптуры когда-то были цветнымиФото: edition.cnn.com Анализ показал, что лучник был «одет» в костюм со сложным узором из пяти (как минимум) цветов Древняя Греция в цвете: старинные скульптуры когда-то были цветнымиФото: edition.cnn.com Воины из Риаче V века до н. э. Древняя Греция в цвете: старинные скульптуры когда-то были цветнымиФото: edition.cnn.com Кора в Пеплосе и ее реконструкция Древняя Греция в цвете: старинные скульптуры когда-то были цветнымиФото: edition.cnn.com Гипсовая скульптура, которая когда-то «носила» накидку с узором из тысячи змеиных чешуек Древняя Греция в цвете: старинные скульптуры когда-то были цветнымиФото: edition.cnn.com На статуи 490 г. до н. э. не сохранилось пигмента, однако она наверняка была цветной в духе своего времени Древняя Греция в цвете: старинные скульптуры когда-то были цветнымиФото: edition.cnn.com Репродукция статуи Артемиды, которая была погребена после извержения Везувия Древняя Греция в цвете: старинные скульптуры когда-то были цветнымиФото: cbsnews.comСегодня все эти статуи выглядят очень странно, однако если бы древние греки оказались в наших современных музеях, для них бы также выглядели странными белоснежные оригиналы бюстов и скульптур. Отсутствие красок ― это все, что лежит в основе скульптуры и в ее эстетике как искусства на протяжении нескольких последних столетий. Но удивительно, что на самом деле эта эстетика была вдохновлена ошибкой: белоснежными статуями античности, которые на самом деле были очень яркими.
На знаменитой Венере Милосской эксперты не нашли следов краски, однако они уверены, что она тоже когда-то была цветной. А еще вы можете узнать, что могла держать Венера в руках, из
Комментарии (0)