Женский сайт для всех представительниц слабого пола. Мы будем размышлять и рассказывать о наболевшем, делиться мастер-классами, идеями поделок, шитья и вязаниями. Вместе учиться чему-то новому и просто общаться на интересные темы.

Другой «ленд-лиз» — 5. Или переход металлолома в Советский Союз (6 фото)

Поминая ленд-лиз не стоит забывать, что порой СССР получал не то что хотел, а то что давали. Причём давали по принципу «на тебе убоже, что мне негоже». И не под каким видом не поставляли в СССР технику входившую в, как можно с полным правом сказать, «стоп-лист». Хотя да, официально так эти запретные изделия не назывались.

Запрещёнными, к поставкам в СССР, были высокоточные станки, на основе которых можно было выпускать свои станки, ряд технологий, в том числе радиоэлектронной, химической и оптической промышленности. В частности все поступающие в СССР самолёты не имели ряда навигационного оборудования, радиоборудования и прицелов. Относился запрет и к поставкам некоторых образцов военной техники. В частности крупных надводных кораблей и подводных лодок. Причём запрет распространялся не только на США, единственная страны поставлявшей нам технику по ленд-лизу, у Великобритании, Монголии и Тувы были свои законы, но и той же Великобритании.
Вместо этой техники поставляли ту, которая не пришлась ко двору себе. Порой совершенно не боеспособные, как например патрульные фрегаты типа «Такома». Ставшими самыми крупными боевыми единицами поступившими в СССР по ленд-лизу.
Но некоторым образом, запрещённые к поставкам в СССР, образцы техники попали в нашу страну. Вот об образцах такой запрещённой к поставкам техники, крупных надводных кораблях, использовавшемся в СССР, речь и пойдёт. Итак, самая крупная боевая единица, попавшая к нам в годы войны, из США, крейсер «Мурманск».
Напоминаю ещё раз, к ленд-лизу этот корабль, ни какого касательства не имеет.

Свой путь крейсер, о котором пойдет речь, начал в городе Такома, в Соединенных Штатах, где он был построен и спущен на воду 29 июня 1922 года, а через год вошел в состав американского флота. При крещении корабль получил имя «Милуоки».

Это был крейсер класса «Омаха», со стандартным для того времени водоизмещением 7 960 тонн.

Паротурбинная установка мощностью 90 000 л. с. Позволяла развивать скорость до 30 узлов и пройти без дозаправок 6 600 миль экономичным ходом в 12 узлов.

Бронирование было не выдающимся, борт — 75 мм, палуба — 37 мм, башни — 6 мм.

Вооружение «Милуоки» состояло из 10 орудий главного калибра 152 мм, четыре из которых размещались в двух башнях и 6 обычных для того времени в казематах.

Кроме того, имелись 6 универсальных орудий калибра 76 мм, способных вести огонь как по надводным, так и по воздушным целям.

Зенитное вооружение состояло из 3 спаренных 40-мм установок и 12 20-мм «Эрликонов».

Минно-торпедным вооружением служили 2 трехтрубных торпедных аппарата 533 мм и 2 бомбомета МК-6.

В 1940 году корабль был оснащен радиолокаторами в количестве 4 штук.

Установка SC для обнаружения воздушных целей, SG для обнаружения надводных целей, Мк.3 для наводки орудий на крейсер поставили целых две: основную и дублирующую.

Кроме того, крейсер имел две катапульты и два гидросамолета-разведчика.

В целом довольно неплохой легкий крейсер.

«Милуоки» с 1928 по 1940 годы исправно нес службу на Тихом океане, находясь в составе 2-й дивизии крейсеров Азиатского флота. В конце 1940 года, крейсер передали во 2-ю дивизию крейсеров на Атлантику. С начала Второй Мировой войны, после вступления США в войну был назначен для несения службы в составе океанских патрульных сил.

После выполнения краткого боевого выхода в Тихий океан для прикрытия конвоя в начале 1942 года, базировался на Ресифе, и на протяжении последующих двух лет патрулировал Южную Атлантику.

В феврале 1944 года крейсер возвратился в Нью-Йорк для ремонта и далее использовался в Северной Атлантике.

В марте 1944 года «Милуоки» сопровождал в СССР конвой JW-58, а по прибытии в Мурманск был передан ВМФ СССР вместо итальянского крейсера «Duca d’Aosta».

Передача состоялась 20 апреля 1944 года, после чего корабль переименовали в «Мурманск». Американский экипаж на кораблях обратного конвоя вернулся в Америку.

Стоит отметить, что из всех кораблей, полученных от союзников согласно договору, «Милуоки» стал единственным кораблем, переданным согласно букве договора, то есть, в советском порту.

К лету крейсер был полностью освоен советской командой и начал осуществлять совместные плавания с другими кораблями флота.

Первый выход в море состоялся 4 июля 1944 года. Отряд в составе крейсера «Мурманск», лидера «Баку», эсминцев «Гремящий», «Громкий», «Грозный» и «Разумный» вышел из Кольского залива в Белое море.

На рейде вместе с «Грозным» и «Гремящим»

На переходе командующий Северного флота управлял эволюциями кораблей соединения с помощью РЛС крейсера. В Белом море крейсер отрабатывал элементы взаимодействия с «Гремящим» и «Громким». Советские корабли впервые выполнили артиллерийские стрельбы по полигону на Летнем берегу Белого моря с использованием РЛС.

25 августа 1944 года началось формирование эскадры Северного флота. Эскадра формировалась из Отряда кораблей ВМФ СССР, прибывшего из Англии, и бригады эскадренных миноносцев. «Мурманск» также вошел в состав эскадры.

Осенью крейсер совершил единственную боевую операцию, которая осталась зафиксированной документально. 30 октября из Молотовска в Мурманск вышла группа из 15 транспортов и двух танкеров. Суда составляли Беломорскую группу конвоя RA-61. Боевое охранение транспортных судов возглавил «Мурманск».

До окончания войны «Мурманск» в боевых операциях флота участия не принимал.

Пять лет крейсер нёс службу в составе эскадры Северного Флота, но большую часть времени провел на бочке на рейде Ваенги (Североморска), изредка совершая непродолжительные выходы в море для отработки задач боевой подготовки.

Пройдя в 1945 году плановый ремонт, «Мурманск» стал чаще выходить в море и даже принял участие в итоговых учениях эскадры в Белом море в августе 1947 года.

16 марта 1949 года в Филадельфии крейсер был возвращён ВМС США и продан на слом 10 декабря того же года.

Не очень примечательный путь боевого корабля. Почему я и заметил, что его судьба схожа с участью английского линкора, ставшего «Архангельском».

Волей-неволей задаешься вопросом, а стоило ли огород городить? С крейсером, правда, понятно, его, что называется, на рейд пригнали американцы. Но сколько усилий было вложено в тот же «Архангельск», у которого при сдаче обратно англичанам башни не проворачивались, так как они несколько лет бездействовали… А за переходом «Архангельска» и английских эсминцев, о них чуть позже, стояла целая эпопея. Но эсминцы хотя бы повоевали. Да и были они, не совсем английские.

published on caprizulka.ru according to the materials chert-poberi.ru


Источник: Другой «ленд-лиз» — 5. Или переход металлолома в Советский Союз (6 фото)
Автор:
Теги: Это интересно переход союз Фото 1940 D

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства