Женский сайт для всех представительниц слабого пола. Мы будем размышлять и рассказывать о наболевшем, делиться мастер-классами, идеями поделок, шитья и вязаниями. Вместе учиться чему-то новому и просто общаться на интересные темы.

Когда учиитель говорит “Маша – тормоз” – меняйте учителя или школу!

Проблема не в том, чтобы заметить травлю и пресечь ее, а в том, чтобы сами условия обучения не располагали к травле.

Задача родителя — добиться гласности, обозначить проблему перед педагогом и директором. Задача учителя — так построить работу с классом с первых дней, чтобы коллектив ощущал себя культурной группой, в которой есть безопасность и нет условий для возникновения травли. Тогда победить зарождающийся буллинг можно буквально за 1 день.

Общеизвестно, что травля, или буллинг, — это вид группового насилия. И пока дети подвергаются агрессии со стороны сверстников, взрослые все еще спорят — что собственно считать травлей, а что — невинной детской игрой. Где грань между простым негативным высказыванием, выяснением отношений двух одноклассников и агрессивной неприязнью всего коллектива к одному ученику? На эти вопросы отвечает психолог Людмила Петрановская.

Людмила Петрановская о признаках школьной травли и что с этим делать

  • «Застревание» в ролях — признак травли
  • «Ну это просто дети сейчас такие»
  • Культурные и некультурные
  • Оружие родителей — гласность
  • Как «окультурить» группу?
  • Как же пресечь школьную травлю и что стоит делать в ситуации, когда она уже началась?

«Застревание» в ролях — признак травли

Во-первых, конфликт должен быть групповым, стычка один на один травлей не является. Вне социума конкретный ребенок может вести себя иначе, например, играть с объектом травли. Но попадая в группу, он рискует стать жертвой, если не присоединится к команде сильных. Причем сам ребенок может даже не замечать смены ролей. Незамечание групповых правил характерно для буллинга. Например, мы никогда не задумываемся о том, что дышим, и эта неосознанность — признак группового процесса.

Второе условие, без которого невозможен буллинг, — это насилие. То есть перед вами не просто непопулярный ученик, с которым не хотят дружить или даже осуждают за какие-то его действия. И не просто конфликтная ситуация, ведь в ней есть столкновение интересов: к примеру, когда два одноклассника пихают друг друга локтями на парте — это конфликт за территорию. Дети иногда кричат друг на друга, машут руками, называют дураками. Если это происходит со сменой ролей и каждый по очереди становится булли — это не травля. В травле роли агрессора и жертвы устойчивы.

«Ну это просто дети сейчас такие»

Многие учителя и родители относятся к буллингу, как к проблеме отдельных личностей. Мол, «он такой агрессивный, всех задирает, потому что гиперактивный и его папа дома бьет». Или «его никто не любит, потому что он такой робкий и застенчивый, еще и заикается». Всегда можно приписать признаки, которые якобы являются причиной.

Но это тупиковый путь, ведь если человек застенчивый, вы не сделаете так, чтобы с понедельника он стал более общительным. Или если ребенок страдает от насилия в семье, этот вопрос также не решить быстро. Еще одна популярная отговорка: «Ну такие сейчас дети, они просто невоспитанные, вот опять боевиков насмотрелись и проявляют агрессию». У всех этих позиций есть одна общая черта — нежелание менять ситуацию.

Травля в классе это не тема воспитания, а тема безопасности. Представьте себе, что в школе провели электропроводку таким образом, что повсюду торчат оголенные провода, и учителя говорят: «Нет, мы не знаем, что с этим делать, родители, научите своих детей ходить аккуратнее и уворачиваться от опасности, ну не знаем, раздайте им резиновые перчатки, что ли».

Также и здесь. Проблема не в том, чтобы заметить травлю и пресечь ее, а в том, чтобы сами условия обучения не располагали к травле. В то время как сейчас они напоминают шарик, который катится по наклонной плоскости: рано или поздно он упадет.

Культурные и некультурные

Что такое школьный класс? Это искусственно созданная группа. Дети не сами выбрали себе место занятий. Их сюда записали. И в этой группе им предстоит провести большую часть дня ближайшие несколько лет.

Группы можно разделить на эфемерные и длительные — от спонтанного объединения людей, ожидающих опаздывающий автобус, до членов семьи. А еще группа может быть дикой или культурной. В дикой нет осознания себя как единого коллектива, нет собственных правил и целей, иерархии. В такой группе нет и безопасности. Вспомните историю давки на Ходынке.

Сам по себе пустырь в сад не превратится, так и группа не станет вдруг из дикой — культурной. Тут важна работа доминантной заботливой особи, а именно педагога. Наивно полагать, что проблему смогут решить дети или родители. Это под силу только учителям. Кто-то не умеет справляться с коллективом, и тогда дети его «съедят», кто-то действует методом силы, и тогда его боятся, а свою энергию выплескивают в виде агрессии на одноклассника. А есть те, кто интуитивно умеет создавать из класса культурную группу.

Оружие родителей — гласность

Впрочем, иногда педагог выступает не в роли садовника, а в роли разрушителя, он может быть инициатором буллинга.

К примеру, классный руководитель, получив новый коллектив пятиклассников, принялся развешивать ярлыки: Маша — тормоз, а Паша — дурак. Вслед за педагогом эти обидные прозвища стал повторять весь класс. Маша и Паша столкнулись с травлей и неприятием общества. В эту ситуацию пришлось вмешаться родителям и сменить классного руководителя.

Некоторые полагают, что муштра в классе полезна, но, по мнению психологов, это не так. Вы ведь не хотите получить нервного ребенка, у которого из-за этого начнутся проблемы со здоровьем?

А потому родители имеют право и даже должны открыто говорить, если их не устраивает стиль работы педагога, от банального «я перевел ребенка в соседний класс, потому что мне не нравился классный руководитель» до прямых вопросов директору «правильно ли я понимаю, что вы отказываетесь взять на себя ответственность за эмоциональную безопасность моего ребенка в школе?». Нормальный директор возразить не сможет, начнется конструктивный диалог. Если в ответ звучит «отказываюсь» — надо менять школу. Вместе с тем бывают примеры, когда групповая травля прекращается за один день. Но этому предшествует долгая, может, даже многолетняя работа с коллективом учеников.

«Знакомая учительница — полная веселая женщина, которую дети просто обожают — как-то рассказала, что к ним пришел мальчик после болезни, и пока его не было, он сильно поправился. В его адрес полетели шутки на эту тему. Но надо сказать, что ее класс — культурная группа. Она на уроке вышла в проход, вся такая колоритная, руки в боки и говорит: «Вы правда хотите обсудить вопрос лишнего веса?». Тема тут же отпала. Но перед этим она 3 года работала с классом, чтобы он стал культурным коллективом.

Как «окультурить» группу?

У культурной группы должны быть установлены четкие границы, правила, безопасность, цели. И обговорить все это, задать вектор — обязанность учителя. Педагог должен хозяйничать в коллективе, а не обороняться. Тогда коллектив будет осознавать себя как группу и понимать ее ценность. Каждый начнет ощущать себя частью команды.

Важно, чтобы группа вела совместную деятельность. Например, можно после уроков печь пиццу, играть в волейбол, ставить спектакли или помогать пожилым людям. Любое занятие сближает. Если группа дикая — объединение примет протестные формы, например, дети договорятся прогулять урок или замыслят шалости против учителей и одноклассников.

Также важно учить школьников рефлексировать, сопереживать, откликаться на чувства других. Для этого учитель должен показать, что слышит и понимает их потребности.

К примеру, педагог ведет урок математики, а дети пришли после физкультуры такие разгоряченные: вертятся, перешептываются. Можно им пригрозить: «А ну-ка не вертеться, у нас сейчас сложная тема!» — и тем самым дать им посыл «мне наплевать на ваши потребности». А можно сказать: «Я понимаю, что вы такие активные, давайте сейчас пять минут встанем и подвигаемся, сделаем зарядку, а потом сядем и успокоимся». Причем тут неважно, какие именно слова скажет учитель, их нельзя заучить наизусть, важен сам посыл — забота, сопереживание.

Подведем итоги, как же пресечь школьную травлю и что стоит делать в ситуации, когда она уже началась?

Задача родителя — добиться гласности, обозначить проблему перед педагогом и директором.

Задача учителя — так построить работу с классом с первых дней, чтобы коллектив ощущал себя культурной группой, в которой есть безопасность и нет условий для возникновения травли. Тогда победить зарождающийся буллинг можно буквально за 1 день.

published on caprizulka.ru according to the materials vospitaj.com/


Источник: Когда учиитель говорит “Маша – тормоз” – меняйте учителя или школу!
Автор:
Теги: Детки учитель школа автобус

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Шокирующие откровения учителя
Шокирующие откровения учителя
23
Интересный мир 11:20 13 дек 2016
Что положить ребенку в школу на перекус: 5 идей
Что положить ребенку в школу на перекус: 5 идей
1
Сайт обо всём и для всех 13:50 08 сен 2023
Как выбрать хорошую языковую школу?
Как выбрать хорошую языковую школу?
0
Интересный мир 01:45 14 май 2016
Учителя унижали, ровесники били: звезды, которые ненавидели школу
Учителя унижали, ровесники били: звезды, которые ненавидели школу
0
Артобоз 11:46 29 авг 2022
Вещи, которые стоит делать, когда вы возвращаетесь домой каждый день
Вещи, которые стоит делать, когда вы возвращаетесь домой каждый день
8
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 07:51 16 мар 2024
Как дети в разных странах добираются в школу, каждый день рискуя жизнью
Как дети в разных странах добираются в школу, каждый день рискуя жизнью
7
Человек познаёт мир 11:30 16 окт 2023
Креативный отец проучил дочь, которая прогуливала школу
Креативный отец проучил дочь, которая прогуливала школу
6
Интересный мир 04:45 10 окт 2016
Устаревшие слова, которые сейчас никто не говорит
Устаревшие слова, которые сейчас никто не говорит
5
Сайт обо всём и для всех 16:14 29 авг 2023
Маша Малиновская: личная жизнь, пластика, куда пропала в последнее время?
Маша Малиновская: личная жизнь, пластика, куда пропала в последнее время?
5
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 01:15 10 мар 2023
«Год, когда крепкое становилось крепче»: чему нас научил 2020-й
«Год, когда крепкое становилось крепче»: чему нас научил 2020-й
22
Женский развлекательный и поучительный сайт. 22:07 21 дек 2020
Комиксы "Маша, блин!" (26 шт)
Комиксы "Маша, блин!" (26 шт)
0
Это надо видеть! 02:20 11 ноя 2016
Анекдот, который поймут все учителя
Анекдот, который поймут все учителя
5
Сад огород дача и все самое интересное 16:00 17 сен 2018

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства