Вот такое радужное солнышко получилось у меня.
Двойной узел. Он нам пригодится, т.к. именно таким узлом будем крепить нитку к палочке.
Начинаем плести декоративную индейскую мандалу из восьми лучей. Вместо палочек использовала шпажки 20см длиной (острый конец отрезала). Учитывая, что изначально искусство было очень древним, предполагаю, что ранее использовались обычные веточки. Правда, довольно-таки прямые. А можно взять старенькую салфетку из палочек (как циновка) и распотрошить её. Нитки взяла "Ирис".
Соединила две палочки двойным узлом посередине. Хвостик уйдёт под оплетку.
Теперь развернём палочки под прямым углом друг к другу.
Для закрепления наискосок обмотайте 5-6раз по одной диагонали....
... затем - по другой. Палочки не должны шататься.
Начинаем плести по кругу, оплетая каждую палочку. Нить всегда накладывается сверху, делаем полный оборот вокруг палочки. Нить перекидываем сверху на следующую палочку. В результате плетения должен получится квадрат. Его размер зависит от вашего желания
Если достаточно и вы хотите сменить цвет, то закрепите обрезанную с небольшим запасом нить одинарным узелком ( на дереве нить хорошо держится) на палочке с которой начинали плетение.
Теперь можно прикрепить другую нить ( к этой или же другой палочке). Продолжаем движение по кругу, пропуская (все остающиеся )хвостики под оплётку.
Добавив второй цвет, закрепим кончик нити.
Необходимо сплести второй такой же квадрат на других двух палочках. Размер должен совпадать с первым или на пару миллиметров больше.
Иногда квадрат может вытягиваться в ромб, в этом так же есть своя прелесть и другая симметрия.
Самое простое сделано, теперь переходим к самому сложному этапу - создание розетки. Совместив крест на крест две заготовки, начинаем кропотливо, не торопясь обматывать палочки нитью по кругу с определённым ритмом - ЧЕРЕЗ ДВЕ. От палочки с закреплённой нитью (нить должна быть сверху, помните?) пропускаем саму нить под двумя палочками и "выныриваем" к третьей, которую обматываем , начиная сверху, полным оборотом. Если вы конце первого обматывания по кругу пришли туда, откуда начинали, при этом все палочки оказались обмотанными, а с обратной стороны появилась звёздочка, значит вы ПРАВИЛЬНО всё сделали! Поправьте квадраты относительно той плоскости в которой плетёте и продолжайте наращивать круги столько раз сколько захотите. Проверяя правильность углов между палочками.
Такой узор назвали - ЛУЧИ. Этот узор всегда будет получаться, если вы будете плести через две палочки к третьей. Розетка у нас получилась, теперь можно приступить к более простой части - плетение КВАДРАТА.
Квадрат плетётся, как и в начале нашей работы в одной плоскости, т.е. через ОДНУ палочку. К нижнему уровню привязываем нить и начинаем плести квадрат. Закончив с этим цветом, закрепите нить на палочке.
Сплетите подобный квадрат другого цвета на верхнем уровне палочек, также, через одну. В данном случае цвет изменён, вы же можете сделать этот квадрат такого же цвета (см. п.16 - фиолетовый)
Я сделала ещё квадрат...
.... и ещё один.
Немного похоже на цветок.
Теперь опять начинаем делать ЛУЧИ. С изнаночной стороны вы видите характерный рисунок. Оплетение идёт через две палочки, как и в самом начале оплетения РОЗЕТКИ..
Такими чередованиями вы можете заполнить всю поверхность, но оставьте хотя бы четверть для заключительного элемента мандалы - ПОЯС. Привязав нить к любой из палочек, идём от палочки к палочке, оплетая их подряд, по кругу, через верх. У меня это два цвета - малиновый и розовый.
Придавая изделию завершённый вид, обмотайте оставшиеся концы палочек нитью. Привязав конец нити к одной из палочек, как для пояса, так же переходите от палочки к палочке, НО, на каждой из них оставляйте двойную обмотку (намотали вверх и спустились обратно вниз, до пояса). Так все концы будут оплетены. При желании, во время обмотки можно из концов нити сформировать петлю для подвешивания..
Вот что пишет Анна Фенина о цветовой гамме, чей
"Цвето-смыслы есть у всех народов, и современная их трактовка есть в свободном доступе в интернете, единственное, что не известно, насколько они верно передают мировоззрение наших предков. Насколько мне известно, в мандалах Уичоль первостепенную роль играли интуитивные восприятия, основанные на реальном цветовосприятии : солнце - желтое, небо - синее, тоска - черная и т д, а так же сочетания цветов для выражения более сложных понятий.
Повествование, в основном, выражается сменой узора в нужном месте и узорных акцентах. Вот для этого определенные правила есть. К сожалению, мне не известно доподлинно, было плетение образно-повествовательн ых мандал в том виде, в котором я ему научилась, искусством абсолютно всех уичоль, либо же эта традиция развивалась в семье женщины у которой я училась, где такой тип плетения передавался по наследству. Бабушка моей учительницы знала более 200 типов мандал. Думаю, все-таки, это традиция общенародная, а каждый добавлял что-то свое и совершенствовал свой особенный стиль плетения!."
Комментарии (0)