Хочу поведать о человеке, который внес неоценимый вклад в историю петербургского сыска и по данному ему прозвищу стал лучшей ищейкой Империи. Да, я о том самом Путилине.
Причем если вы даже по такому короткому вступлению поняли, о ком пойдет речь, то предлагаю вам закрыть эту вкладку, ибо скорее всего не узнаете ничего нового.
А вот если вы не понимаете к чему я использую столько вводных слов, то давайте уже не будем оттягивать резинку на самодельной рогатке и по-пацански стрельнем интересными фактами по открытым окнам читателей.
Хочется по-википедийному вывести жирным шрифтом, дать справку о месте и дате рождения, рассказав небольшую жизненную предысторию. Хотя даже мировой справочник со свободным доступом пишет о нем сухо и не интересно. Так что я пропущу не самые занятные события и сразу перейду к месту старта его головокружительной карьеры, когда молодой квартальный надзиратель по велению высшего руководства попал на самое «дно» питерской Толкучки, на рынок в районе Апраксина двора, в одно из самых криминогенных мест города (хоть что-то веками не меняется).
И в отличии от не поступивших в театральные институты он не стал довольствоваться ролью третьесортного человека, воплотив свой природный актерский талант на государевой службе. Во время служебных операций в ход шли все инструменты театрального грима. Он наряжался оборванцем, мастеровым, портовым грузчиком, подкрашивал нос, создавал искусственные кровоподтеки и в качестве хорошо замаскированной акулы отправлялся на охоту. Не прошло и года, как заложенные ростки таланта дали первые плоды, и Путилин получил первое поощрение от начальства за удачно раскрытое преступление.
Проявляя разносторонние стороны своего мастерства он нырял все глубже, исследуя питерское «дно». Путилин в лучших традициях еще ненаписанных книг Артура Конан Дойла бесстрашно мог завалиться в притон к отпетым душегубам, прикинуться в доску своим товарищем и провести там целую ночь, подслушивая доказательства вины банды головорезов, а на следующий день вернуться на операцию по задержанию и скрутить тех самых разбойников. Неудивительно, что он дослужился до руководства первым оперативно-розыскным подразделением полиции Санкт-Петербурга. При этом талантливый сыщик стал записывать самые интересные из своих приключений в отдельный блокнотик, материалы которого и легли в основу большинства будущих книг.
Стоит отметить, что зарождавшийся в то время детективный жанр в русской литературе не был похож на европейский. Если на западе уже во всех красках описывали леденящие душу загадочные истории вроде «Убийства на улице Морг», в которых протестантская этика позволяла в некотором роде эстетизировать убийство, то в пропитанной православием Империи преступление считалось самым страшным грехом, поэтому вместо идеализированных романтических историй, смешанных с кровью, главным героям доставались унылые холодные факты, каким предметом, куда, за что, кто подозреваемый, какие есть улики. Вспомните классические произведения «Воскресение» и «Преступление и наказание».
При этом именно благодаря религии Путилин вообще смог стать таким героем, и дело тут не в вере самого сыщика. Возвращаясь со своей дачи под Петербургом его застали врасплох четыре вооруженных бандита. Иван Дмитриевич сразу понял к чему все идет. Это только в кино бравый герой по-джекичановски уложит четверых разбойников с большой дороги и без лишних разговоров продолжит свой путь, а тут нужно было поступить умнее. Он отдал им все свое богатство в виде золотых часов и кошелька, но бандиты не успокоились. Им понимаете ли не понравилось, что жертва не испугалась, и хотели посадить Путилина на перо, опасаясь последующей расплаты. Правда вспомнили, что сегодня святой праздник Успения Богородицы, и не решились взять грех на душу. (А то убийство в другие дни — не грех?)
Именно благородный православный праздник сохранил жизнь будущей легенде Петербурга. Естественно он их не простил, взял на службе парочку самых здоровых товарищей, причем одного из них уговорил вырядиться в бабий наряд своей жены, загримировав его под чухонку, и вынудил отправится в виде наживки на поиск разбойников.
Кстати, в своих же мемуарах он описал, что испытывал сострадание к пожалевшим его ради праздника грабителям. Вообще Путилин был довольно человечным персонажем и об одной старушонке скупщице старья в ломбарде он написал так: «Всегда старался не вводить ее в убытки, отобрав все скупленное, а устраивал так, что пострадавшие за небольшие деньги выкупали у нее свои вещи».
При этом, несмотря на огромную ненависть к людям в погонах и на обидные клички в формате «держиморда», Путилина уважал весь преступный мир, и за всю историю начальника сыскного Петербурга на него никто не напал внутри кабинетов, это даже при условии, что он почти всегда беседовал с разбойниками один на один, выбивая ценные показания. Хотя существуют легенды, которые распускали заключенные.
Один рассказывал, как смог обмануть великого сыщика и во время допроса пообещал показать, где делают деньги, в обмен на хорошую одежду и еду. Целый день преступник по-щегольски гулял по лучшим кабакам Петербурга за государственный счет, а к вечеру привез Путилина к Египетскому мосту и указал на то самое место, где делают деньги. Над входом красовалась вывеска: «Экспедиция по заготовлению государственных бумаг».
Хотя на самом деле хитер и обманчив был сам Путилин. Судя по городским рассказам, когда он шел мимо Гостиного двора, к нему подошел полицейский. «ЧП! Насяльника. Только что два человека обнесли ювелирную лавку и заскочили в трамвайный вагон. Лица мы не запомнили, что делать то?».
Шеф без паники отправился к водителю и молвил на всю конку: «Кондуктор не спеши, кондуктор понимай. У тебя в вагоне два вора, отъедешь только как разрешу, а до того момента стоять — в носу ковырять».
В вагоне поднялась паника, все стали хвататься за свои вещи. Один приличный господин тут же среагировал и со словами «Ну вот куда смотрит полиция? Одни преступники вокруг, найму-ка лучше извозчика» вышел из вагона, тут же из другого конца вагона вышел другой мужичок со словами «Пойду-ка, пока часы и кошелек на месте».
Через минуту Путилин снова подошел к трамваю: «Шеф, трогай. Наши воры уже вышли из вагона и теперь арестованы».
Ну а в конце хочется рассказать одну довольно забавную легенду. Наглые воры пробрались в дом французского подданного и уперли ценный серебряный сервиз. Назревал политический, более того международный скандал! Естественно тяжелое дело лично государь поручил самому доверенному лицу, ну и как вы уже догадались это лицо имело пышные бакенбарды Путилина. Пташки
Ивана Дмитриевича разлетелись по Петербургу, но никто ничего не слышал, никто квартиру Шпака не брал. Зато во время расследования выяснилось, что сервиз то сделали в России, поэтому наш герой пришел к изготовителям и потребовал сделать точную копию. А дабы тот не выглядел идеально новым, то на две недели отдал в ближайшую пожарную команду. «Пусть пользуют как могут!».
Пожарные не подвели и за пару дней довели его своими мужественными ртами до нужного состояния. Пафосно и помпезно сервиз вернули хозяевам, но уже на следующем приеме иностранный владелец ввел царя в ступор: «Государь, у вас очень хорошая полиция. Благодаря их стараниям и отваге у меня теперь два одинаковых сервиза. Один вернули вы, а второй принес мой камердинер. Оказывается, это он заложил его в ломбард, а на следующий день выкупил обратно». Император был в гневе, вызвал Путилина и даже грозил увольнением! Наш герой извинялся, говорил, что во всем разберется и на следующий же день попросил государя поговорить с французским послом и проверить, точно ли у него два сервиза? По его сведениям у этого лягушатника как был один сервиз, так один сервиз и есть. Поехали к нему, новая проверка и через полчаса бледный иностранный камердинер доложил, что в буфете он нашел только один сервиз, а второй бесследно исчез, будто его никогда и не было. В итоге конфликт был исчерпан, но судя по легенде Путилина за это так и не наградили.
Вообще неудивительно, что история столь интересного персонажа не только нашла отражение в книге выпущенной по его мемуарам «40 лет среди убийц и воров» (а я ее вам крайне советую к прочтению), но и в рамках киноиндустрии. Хочется заметить, что точно неизвестно, по чьим все-таки лекалам был срисован гениальный сыщик Шерлок-Холмс, ну или наш Эраст Фандорин. Хотя у всех гениальных сыщиков методы похожи…
published on
Комментарии (0)