27 декабря 2018 года состоялся четвёртый запуск в истории космодрома Восточный — первого в России гражданского космодрома. Ракета-носитель «Союз-2.1а» успешно стартовала в расчётное время, а отделившийся разгонный блок «Фрегат» доставил на целевые орбиты два российских спутника «Канопус-В» и 26 малых космических аппаратов, принадлежащих другим странам.
Монтажно-испытательный корпус ракеты носителя (МИК РН). Здесь проводится сборка ракеты-носителя, стыковка ее с космической головной частью (КГЧ) и подготовка ракеты космического назначения (РКН) к вывозу на стартовый комплекс. Общая площадь здания — почти 45 тысяч квадратных метров, что сравнимо с шестью футбольными полями. Сборку этой РН «Союз-2.1а» завершили 20 декабря — за неделю до старта.
Сборка головного блока и КГЧ осуществлялась в другом корпусе — МИКе космических аппаратов и разгонных блоков (МИК КА и РБ). В состав головного блока вошли разгонный блок «Фрегат», два российских спутника и попутная полезная нагрузка в виде 26 малых иностранных космических аппаратов. За их запуск отвечали «Главкосмос» и «Главкосмос Пусковые Услуги» — оператор коммерческих пусков ракет-носителей «Союз-2» с российских космодромов.
«Союз-2.1а» — это модификация ракеты «Союз-2», созданная на базе «Союза-У» и оснащенная усовершенствованной системой управления и двигательными установками I и II ступеней. Эта ракета отличается от прежней модели повышенной точностью выведения космических аппаратов на требуемую орбиту и увеличенной массой выведения полезных грузов в космос. «Союз-2.1а» производят в Самаре, в РКЦ «Прогресс».
На первой ступени установлены четыре маршевых двигателя РД-107А. Они работают на ракетном топливе, в котором в качестве горючего используется керосин, а в качестве окислителя — жидкий кислород.
Перед транспортировкой на стартовый комплекс космическая головная часть (в составе РБ «Фрегат», космических аппаратов и головного обтекателя) уже пристыкована к ракете и закрыта слоем теплоизоляции. Поддержание комфортного температурно-влажностного режима для спутников внутри КГЧ обеспечивается системой термостатирования. Это нечто вроде кондиционера с воздуховодами, подведёнными к головному блоку.
Специалисты проводят финальную проверку ракеты перед вывозом из МИКа.
Внутри МИКа ракета передвигается по рельсам. Весь путь до стартового стола она тоже проделает по железной дороге.
В дальней части МИКа видны детали другой ракеты — «Союз 2.1б». Её запуск запланирован на весну-лето 2019 года.
Традиционно перед вывозом ракеты проводят общее построение. В нём участвуют сотрудники Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры и РКЦ «Прогресс», пожарные, железнодорожники и охрана.
Вывоз ракеты из МИКа. Она передвигается по рельсам на специальной платформе.
Расстояние от МИКа до стартового стола — 4,5 километра. Чтобы его преодолеть, ракете потребуется около часа.
Работы по транспортировке начались ещё до рассвета, за трое суток до старта.
Платформу с ракетой тянет тепловоз.
Во время транспортировки ракета окружена пешими сопровождающими. Поезд движется с комфортной для них скоростью: 5 км/ч.
Перед заправкой топливом и доставкой на борт полезного груза стартовая масса ракеты составляет более 311 тонн. Для сравнения: самый большой в мире пассажирский самолёт Airbus A380 весит 277 тонн.
На подъезде к стартовой площадке производится перецепка локомотива. Теперь тепловоз не тянет, а толкает состав-установщик к пусковому столу.
Длина РН «Союз-2.1а» составляет 46,3 метра, диаметр — 10,3 метра.
Ракету провозят через мобильную башню обслуживания. Это своеобразный передвижной дом, где проводятся работы по подготовке ракеты-носителя к пуску. Башня высотой 52 метра (15 этажей) подъезжает к ракете, стоящей на стартовом столе, и обеспечивает доступ ко всем её системам.
До момента запуска ракету держат металлические фермы-опоры. Они сохраняют равновесие аппарата при сильных порывах ветра. По бокам ракеты-носителя располагаются мачты обслуживания, с помощью которых передвигаются сотрудники космодрома.
После доставки аппарата на стартовый стол специальное устройство начинает переводить ракету в вертикальное положение.
Процесс вертикализации занимает около получаса.
Затем установщик убирают, а на ракету наезжает мобильная башня обслуживания. В течение трёх дней внутри этого сооружения «Союз-2.1а» готовили к полету: подключали коммуникации, размещали груз и заливали топливо.
В подземной части стартового стола находится специальный канал, который предназначен для отвода газа и продуктов горения, выделяющихся при запуске.
Ночь перед пуском.
В такой башне можно проводить предстартовую подготовку в самых сложных климатических условиях.
Головной обтекатель всё ещё скрыт под защитным чехлом.
Мобильная башня обслуживания снаружи.
Момент запуска ракеты.
«Союз-2.1а» был запущен в 5 часов 07 минут 18 секунд по московскому времени и 11 часов 07 минут 18 секунд — по якутскому.
Ракета и разгонный блок «Фрегат» сработали штатно.
Для «Фрегата» этот пуск стал 72-м. Устройство успешно вывело на орбиту спутники и космические аппараты, а затем вошло в атмосферу на высоте 100 километров. Позже обломки «Фрегата» затопят в несудоходном районе Тихого океана.
Тяга реактивного двигателя.
Тяга — это сила, которая «толкает» ракету сквозь воздушный поток.
Топливо сгорает в двигателе ракеты, и из сопла выходит масса в форме газа под высоким давлением.
В морозном воздухе поднимается большое облако пара и дыма.
После запуска ракета разворачивается вокруг своей оси, а затем ложится на курс.
Здесь видно, как за ракетой тянется белая полоса. Это конденсационный след, он появляется из-за того, что на определённой высоте выхлоп двигателя вызывает процессы конденсации в атмосфере. Следы от водяных паров или кристалликов льда относятся к искусственным облакам, которые позже вырождаются в перистые.
От ракеты отделяются некоторые её части, о чём заранее предупреждают жителей сёл, расположенных в районе падения.
После старта двигатели боковых блоков работают 118 секунд, а затем отключаются. Далее они сбрасываются.
Центральный блок состоит из хвостового отсека, в котором установлен двигатель однократного включения. Он перестаёт работать через 280–290 секунд, после чего эта ступень тоже отделяется, а ракета продолжает движение и очень быстро превращается в небольшую точку.
В процентном соотношении пусков в мире Россия заняла в 2018 году лишь третье место. В 2019 году «Роскосмос» планирует нарастить количество запусков ракет-носителей.
В «Главкосмос Пусковые Услуги» считают, что Россия должна делать ставку на коммерческие запуски и увеличивать их число. В планах компании — развивать отечественные космодромы и адаптировать их под требования иностранных заказчиков.
published on
Комментарии (0)