Очень мало на земле людей, которые со спокойной душой поднимаются на борт самолёта и без замирания сердца следят за тем, как земля сначала превращается в размытое пятно, затем в ушах закладывает и поверхность планеты резко начинает удаляться. Каждого, кто смотрел «Пункт назначения» на этом моменте начинает захватывать иррациональный страх, других же — беспокойство и дискомфорт. Известные авиакатастрофы также хорошо отпечатываются в памяти и выползают наружу в самый неподходящий момент. «Гинденбург», «Пан-Ам 103», «Боинг-777». Список может занять несколько томов. Мы собрали для вас жуткие, но малоизвестные катастрофы, произошедшие в воздушном пространстве, чтобы вы не расслаблялись и помнили: воздух не принадлежит людям.
Катастрофа дирижабля «R101» (1930)
Когда огромный «Гинденбург» вспыхнул, словно копна соломы, количество дирижаблей в мире стремительно начало стремиться к нулю. Однако это не значит, что он являлся единственной крупной катастрофой на воздухоплавательных судах. За семь лет до этого на полях Франции экспериментальный R101 врезался в землю. В огне погибли 48 из 54 пассажиров.
Есть сотня причин, почему эта авария произошла. И все они лежат за гранью халатности и человеческой глупости. Дирижабль оказался тяжелее заявленной массы, поэтому обслуживающим инженерам было приказано снять систему против утечек газа из аэростата. Усугубило положение и то, что человек, который курировал проект, лорд Томпсон, отправил R101 в рейс из Британии в Индию. И это несмотря на то что дирижабль не прошёл полный цикл испытаний. Апофеозом надменной уверенности стал приказ подняться в воздух во время шторма, да ещё и с грузом слитков серебра. Несложно догадаться, что из этого вышло. МОжно сказать, что R101 является «Титаником» воздушного пассажирского флота Её Величества.
Дирижабль врезался в землю и взорвался почти сразу же после того, как пересёк пролив Ла-Манш. Среди погибших был и лорд Томпсон. Эта катастрофа поставила крест на британской программе развития дирижаблей как воздушного транспорта.
Авария USS Akron (1933)
R101 широко обсуждался в СМИ, но «Акрон» стал ещё более ужасной катастрофой. Ни одна авария в воздухе за первую половину ХХ века не повлекла такое количество жертв, как крушение этого дирижабля. Что бесконечно печально, этот инцидент также можно было предотвратить.
USS Akron состоял на службе военно-морских сил США. Одной из задач экипажа являлось патрулирование территориальных вод. При этом никаких надувных лодок, никаких спасательных жилетов на борту не было — об этом просто не задумывались. И при каких-либо экстренных ситуациях на вылете можно было готовиться к худшему, но человеческая беспечность откладывала вопрос «на потом». Не думать о проблеме получалось до 4 апреля 1933 году. Капитан судна, Фрэнк МакКорд приказал совершить манёвр и резко пойти на увеличение высоты (до этого «Акрон» летел слишком низко). Хвост дирижабля опустился в воду и вся конструкция рухнула в воду. Ни один из членов экипажа не спасся. На борту на момент вылета находилось 76 человек.
Взрыва не последовало. Лишь мгновенно затонувший «Акрон». Ледяные воды сделали своё дело даже после крушения: во время спасательной экспедиции ещё двое военных погибли. Несмотря на резонанс в СМИ, военная программа по использованию дирижаблей была свёрнута только спустя два года после аварии USS Akron.
Крушение под Фреклтоном (1944)
Некоторые катастрофы блекнут на фоне более масштабных событий, но от этого не становятся менее значимыми. Крушение самолёта под маленькой английской деревней Фреклтон было бы растиражировано в газетах, если бы не освобождение Парижа, во время которого погибло более 5 000 солдат армии союзников. Гибель 61 человека в другое время воспринималась бы как национальная трагедия, но судьба распорядилась иначе и история хранится лишь в памяти ветеранов.
Невезение было главной причиной этого трагичного инцидента. Американский бомбардировщик попал в шторм над Ирландским морем и выбрался из него в районе графства Ланкашир. Несмотря на то что стихия ослабла, самолёт всё же ушёл в пике. Пилот Джон Брумель попытался выправить положение, но бомбардировщик срезал несколько деревьев и развалился на две части. Одна из них упала на паб, в котором отдыхали британские и американские солдаты. Другая попала в местную школу. Об строения загорелись.
В баре погибли 14 военных. Все три члена экипажа самолёта также не выжили. В школе же трагически скончались 38 детей и шестеро учителей. Местные жители до сих пор с ужасом вспоминают это ужасное событие.
Авария на аэрошоу в Санта-Ане (1938)
Иногда катастрофы действительно могут полностью переписать историю страны. Так случилось и на аэрошоу в Санта-Ане. По программе, пилот должен был низко пролететь над столицей Колумбии, Боготой, показав, насколько военные этой страны храбры и умелы. Сезар Абадия должен был, ко всему прочему, пролететь экстремально низко над павильоном, где собрались приглашённые главы государств и вся властная верхушка страны. Но что-то пошло не так.
Сезар не справился с управлением и истребитель снёс крышу павильона с дипломатами и политиками. Конструкция рухнула. Самолёт перевернулся в воздухе и рухнул в толпу зрителей. Произошёл взрыв и всех, кто не успел убежать, охватил столб пламени. 45 человек погибло на месте, более 200 получили ранения. Ещё семеро человек погибли в больницах.
Ужасное событие могло полностью переписать историю: в павильоне находился уходящий в отставку президент Альфонсо Лопес Пумарьехо. Рядом с ним сидели свежеизбранный президент Эдуардо Сантов и будущий глава государства, Мисаэль Пострана Борреро.
«Борт 123» Японских авиалиний (1985)
В середине 80-х годов по планете шагал киберпанк, а в СССР только началась «Перестройка», поэтому многие жители нашей страны не слышали об этой жуткой катастрофе. Тем не менее она унесла столько жизней, что только авария в аэропорту Тенерифе в 1977 году является более разрушительной. Борт 123 врезался в склон горы Такамагахара. 520 человек погибли. Чудом удалось уцелеть лишь четырём пассажирам, несмотря на то, что самолёт врезался в гору на скорости около 400 км/ч.
Трагедия произошла в разгар праздников, поэтому на борту авиалайнера находились или семьи, или люди, которые летели к близким. Среди погибших было 11 детей, известная поп-певица и 21 иностранный турист.
Как позже выяснилось, у самолёта отпала хвостовая часть и он должен был рухнуть в ту же минуту, но благодаря мастерству пилотов, лайнер ещё какое-то время продержался в воздухе и это помогло пасти несколько людей. При крушении в живых осталось гораздо большее число людей, но многие истекли кровью и погибли из-за того, что спасательная группа прибыла на место аварии лишь спустя 14 часов. Несколько руководителей авиакомпании подали в отставку сразу же после инцидента, а директор службы техобслуживания покончил с собой.
Авиакатастрофа в Стокпорте (1967)
Нет «подходящего» времени для того, чтобы попасть в аварию, но крушение во время полёта из отпуска можно назвать верхом цинизма со стороны слепого случая. Лайнер авиаперевозчика «Бритиш Мидлэнд» совершал рейс из Майорки, Испания. Когда борт находился над Манчестером, илот потерял управление. Самолёт начал снижаться над жилым районом. Свидетели сообщали, что падающая махина была столь близко, что можно было разглядеть в иллюминаторах испуганные лица пассажиров. Через несколько десятков секунд, воздушное судно врезалось в гараж и взорвался.
По счастливому стечению обстоятельств, никто из жителей близлежащих домов не погиб. Пилоты сделали всё возможное, чтобы минимизировать жертвы. Но для пассажиров это было слабым утешением: на борт в солнечной Майорке зашли 84 пассажира. Лишь 12 человек выжили после крушения. 77 жертв сгорели заживо.
Самое печальное заключается в том, что посадочная полоса находилась всего в трёх километрах от места крушения. Самолёту не хватило пары минут до благополучного приземления.
Катастрофа на горе Эребус (1979)
Не самое хорошее сравнение, но если уж попадать в аварию, то на открытый склад подушек, на минимальной скорости и чтобы рядом была хорошая бесплатная клиника с лучшими врачами. И уж точно не в заснеженных горах Антарктиды, как это случилось с бортом 901 Новозеландских авиалиний.
Самолёт ANZ 901 регулярно совершал экскурсионные полёты над Антарктидой, отправляясь из Новой Зеландии и к вечеру возвращаясь обратно. Однако в злополучный вылет инженеры вбили в автопилот новые координаты, заранее не предупредив экипаж. Результат оказался плачевным: пилоты не сориентировались вовремя и перед ними неожиданно оказались склоны Эребуса, самого южного действующего вулкана на планете.
Катастрофа оборвала жизнь всех 257 людей, находившихся на борту. Для спасателей экспедиция к месту падения лайнера была действительно серьёзным испытанием: экстремально низкие температуры, снегопады и чудовищные по силе ветра. 34 тела так и не были полностью найдены. Из-за двухнедельного нахождения в полярных условиях, многим полицейским пришлось проходить курсы реабилитации.
Атака наркокартеля на Avianca (1989)
Иногда вина на катастрофах лежит не на технике, слепом случае или халатности: некоторые самолёты сбивают настоящие отморозки. Одним из таких, безусловно, был Пабло Эскобар, лидер Медельинского картеля. Однажды он решил, что кандидата в президенты Колумбии необходимо «убрать», так как он был слишком честным и не шёл на переговоры с преступниками. Эскобар решил, что ликвидация политика будет слишком «простой», если застрелить его в квартире или взорвать в машине. Преступник придумал чудовищный план, демонстрирующий как его жестокость, так и жажду крови: политик должен был убит бомбой, которую разместили на самолёте из Боготы. Вместе с кандидатом мгновенно погибли 107 человек.
Особой несправедливостью был тот факт, что Цезарь Гавирия, тот самый кандидат, отменил свою поездку в последнюю минуту. Больше 100 человек оказались жертвами случая и жестокости убийцы. Более того, приспешники Эскобара «добили» упавший самолёт залпом из переносных ракетниц.
Однако кое-какая высшая справедливость всё же существует: Гавирия победил на президентских выборах и объявил войну наркокартелям и лично Пабло Эскобару. Лидер преступной организации был застрелен на крыше одного из своих домов по личному указу президента.
Катастрофа в Суперга (1949)
Широко освещалось авиакрушение в 2016 году, в котором погибла вся футбольная команда «Шапекоэнсе» из Бразилии. Эта чёрная страница истории мирового футбола не единственная, к сожалению. 4 мая 1949 года, команда «Торино» в полном составе летела с футбольного турнира в Лиссабоне. Облака возле родного Турина были слишком низкие и пилоты не могли хорошо разглядеть окружающее пространство. К тому моменту, как туман и облака рассеялись, сделать уже было ничего нельзя — столкновение с землёй произошло мгновенно и ни один из людей на борту самолёта даже не успел понять, в чём дело.
Самолёт ударился о древнюю базилику и сразу же загорелся. Погибли все 33 человека, которые находились на борту. Для Италии это было настоящей трагедией: футболисты этого клуба, по сути, придумали современный футбол и пять лет находились на вершине спортивного Олимпа, давая послевоенной стране надежду на светлое будущее. На церемонию прощания со спортсменами пришло не менее полутора миллионов человек, объединённых общим горем. Катастрофа в Суперга всё ещё считается национальной трагедией.
«Борт 665» Иранских авиалиний (1988)
Многие жители Великобритании и Соединённых Штатов Америки помнят злополучный рейс «Панамерикан 103», который стал жертвой террористического акта. Самолёт взорвался в воздухе, а его пылающие обломки упали на шотландский городок Локерби. Практически в это же время произошёл другой теракт, «Борт 655» Иранских авиалиний. О нём не так часто вспоминают, хотя оба случая тесно связаны.
4 июля 1988 года борт вылетел из международного аэропорта Бёдер-аббас в Иране. В то время воздушный порт принимал как военные, так и мирные самолёты. Был разгар ирано-иракской войны, в которой погибло более миллиона человек (в том числе и военных НАТО). В регионе находилось несколько звеньев ВМС США, в том числе — несколько линкоров. Их основной задачей была защита нефтяных танкеров. Когда «Борт 665» взлетел, моряки с USS Vincennes посчитали, что в воздушное пространство вышел вражеский F-14. По объекту было выпущено две ракеты. Погибли все 290 пассажиров и членов экипажа.
По мнению многих людей, именно эти действия запустили цепь событий в Локерби. Иранцы были глубоко ущемлены действиями американцев и аятолла (духовны лидер шиитов) пригрозил, что Запад получит «кровавое небо». Как считают бывшие сотрудники ЦРУ, иранские радикалисты взорвали «Пан Ам 103» в качестве возмездия. При этом официальные источники всё ещё не связывают эти два случая и точка не поставлена.
В воздухе погибает меньше людей, чем на железнодорожных путях, море и дорогах. Но при этом страх высоты — один из самых массовых. Поэтому часто читать о катастрофах не стоит, но знать о них всё же необходимо.
published on
Комментарии (0)