лавным лицом бандитского Петербурга является не Антибиотик, не бандитская власть, не герои сериала и даже не легендарные налетчики в лице того самого Леньки Пантелеева. Самым легендарным символом криминала города является известная на всю страну тюрьма «Кресты». Сколько историй скрыто за фасадами из промышленного кирпича, сколько душ погубили на территории изолятора.
Неудивительно, что люди старались оттуда сбежать, правда удавалось это всего лишь нескольким. Кто же эти герои?
Наша история берет свое начало с тех пор, когда один из берегов Невы еще не был густо заселенным, а на месте будущего всем известного изолятора располагался «винный городок». Вдумчивый читатель, не спеши причмокивать языком и строить из себя сомелье, заявляя, что «винным он назывался потому, что там стояли винные склады, хранили ценный напиток. Недаром же рядом квартирует завод игристых вин!».
Но при детальном изучении оказывается, что никаких алкогольных складов в то время там не было, а «винным» район стал с легкой руки императрицы Анны Иоанновны. Именно она стала присылать сюда людей за «вины свои», ну и размещали их в расположенных тут строениях для узников. Это уже Александр II в 1868 году принимает решение перестроить «винное» поселение в центральную пересыльную тюрьму для краткосрочного содержания арестантов. Этот комплекс снесли через 24 года, перестроив все в современную крестообразную версию, которая и подарила название всей тюрьме.
Говорят, что архитектор Томишко, спроектировавший сей изолятор, еще на стадии разработки и чертежей задумал благородный мотив и построил их в форме двух крестов, ибо так они будут напоминать заключенным о совершенных проступках и грехах. Якобы так быстрее смогут добиться от них покаяния. Наивный архитектор, давайте будем честны, столь романтичный посыл скорее всего придумали последующие байкописцы, ведь по подобной «филадельфийской модели» еще раньше построили тюрьму в Хельсинки, ну и в других городах мира. Так что мы тут явно не первопроходцы.
Ну а придуманная заокеанская модель содержания предусматривала полную изоляцию грешников в том числе и друг от друга с поселением в одиночные камеры, коих на территории наших крестов насчитывалось 960 штук. Некоторые легенды рассказывают о 961-й камере, в которой навсегда замуровали того самого архитектора Томишко, чтоб все секреты и тайные ходы навсегда остались здесь. Правда сия легенда разбивается, как набегающая волна о нос корабля, ведь строили СИЗО сами заключенные. Их тоже тогда в стены замуровать надобно было.
Условия содержания для тех лет были «райские». Одиночная камера, отопление, вентиляция и даже туалет со смывным механизмом. Да некоторые деревенщины столь дивный прогресс впервые тут и увидели! Еще есть храм, в который можно попасть по специальному коридору из каждого корпуса, но во времена большевиков его закрыли. Ну не разрешалось тогда веровать в Бога, тем более церковные байкоплеты рассказывают про довольно мистические обстоятельства, произошедшие здесь. Поговаривают, что когда возмутители царского строя вошли в храм, то увидели души всех погибших арестантов. Выбежали в панике и приказали собор заколотить, а тех, кто рассказывал о случившемся — расстреляли.
Но вернемся к заключенным. Именно во времена Советской власти противников режима становится больше и мест начинает не хватать. Строить новую тюрьму? Нет конечно. В одиночные камеры начинают подселять соседей, и условия становятся плацкартными. Арестантов с каждым годом становится все больше, ведь правящая власть в данном вопросе совсем не церемонится. Говорят, что во времена «Бандитского Петербурга» и криминального рассвета новой России в девяностых тут и вовсе сидело по двадцать человек в одноместной камере! Неудивительно, что некоторые хотели сбежать.
При этом история легендарных «крестов» насчитывает всего пять совершенных побегов и лишь два из них были удачными. Про первый счастливый побег я рассказывал в истории Леньки Пантелеева, ну а второй счастливчик судя по всему был человеком-пауком. Ибо в августе 1969 года произошло довольно странное происшествие. Безымянный герой после прогулки во внутреннем дворике забрался на крышу по решеткам, перелез через колючую проволоку на заборе и исчез в тумане Арсенальной набережной… Может потому и безымянный, раз легендарный.
Но истории неудачных побегов куда веселее! По окончанию военных действий в 1946 году некий заключенный с фамилией Волков видать решил выбраться на волю. Ну а что? Война закончилась, можно жить. К процессу собственного побега подошел основательно. Несколько месяцев готовил лаз, вытаскивая кирпичи из стены. Ему даже удалось сбежать! Вдохнув воздуха свободы он первым делом отправился в баню, дабы смыть с себя всю эту грязь, но по дороге уткнулся в сотрудника СИЗО, а тот его скрутил буквой зю и вернул в родную камеру.
Еще интереснее история двух умельцев, мастерству которых позавидовал бы даже Андрей Бахметьев из передачи «Очумелые ручки». Два эдаких таланта изготовили из подручных материалов кустарным способом поддельные удостоверения сотрудников СИЗО. Еще раз! Сидя в камере, они нашли газеты, журналы, как-то достали печати из личных дел, а красные нити, пошедшие на удостоверения, натягали из распущенных носков. Сидя в камере, Карл!
Получившиеся корочки были так похожи на настоящие, что когда те их предъявили на пропускном пункте на выходе из изолятора, то их выпустили, и они спокойно ушли на улицу! Читатель сейчас спросит, а в чем же не удачность этого побега? Ну один из этих умельцев на следующий день самостоятельно вернулся, испугавшись преследования, заодно слив координаты друга. Естественно, того мастера быстро нашли и вернули в камеру. Правда их на всякий случай рассадили уже в разные корпуса.
Ну и еще одна забавная история пятого побега. В 1989 некий рецидивист Дацешин очень старается выдать себя за другого человека. Ему дико повезло, ведь нашел похожего на него лошару алиментщика, а отрастив бороды, они стали крайне схожи. Поэтому в день «освобождения» одного дышать свободой пошел другой. Правда обман быстро вскрылся, и двойника быстро нашли, вернув на место, выпустив на волю уже нужного человека.
«Кресты» прославились не только своими хитроумными беглецами, но и известными личностями, коротавших свои дни в этой тюрьме. В камерах тюрьмы сидели Лев Троцкий и Анатолий Луначарский, Николай Гумилев и маршал Рокоссовский, который был арестован по ложному обвинению в сотрудничестве с иностранной разведкой. Каждый день в течение почти двух лет к стенам «Крестов» приходила поэтесса Анна Ахматова в надежде получить весточку о муже и сыне. Сейчас на одной из стен тюрьмы размещена мемориальная табличка с портретом поэтессы и строками из ее стихотворения «Реквием», которое заканчивается так.
«И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли».
Ее памятник стоит и напротив изолятора, там где она проводила дни и ночи, в любую погоду. Ибо место для памятника она указала самостоятельно.
«А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов».
Ну и главным напоминанием о жертвах политических репрессий стали известные сфинксы Шемякина. С одной стороны прекрасные, с тонкими девичьими чертами и столь же ужасные с другой. Могу сказать, что установка этих работ вызывала огромный спор в обществе, и многие до сих пор не понимают, что эти уродцы делают здесь. Правда когда начинаешь изучать историю, то открывается довольно милый и интересный факт. Оказывается, этих сфинксов Шемякин в 1992 году изваял для одной заокеанской выставки. Творения посвятил египетскому пленению евреев. Логично же, сфинксы, евреи и смерть. Даже обозначающие еврейские страдания шестиконечные звезды были на плитах. Однако потом наш скульптор передумал, заколотил могендавиды табличками с текстами о страданиях политзаключенных, и — вуаля, вот он — памятник жертвам политических репрессий.
published on
Комментарии (0)