Mary Cassatt — The Childs Bath
Конечно, нам кажется, что всё совсем наоборот и это мы учим детей. Малыши выглядят умилительно неуклюжими, мало что знают и почти ничего не умеют. Но значит ли это, что они ничему не могут научить нас, взрослых?
У них есть много важных уроков для нас, если мы осмелимся уделить им достаточно внимания. Какие это уроки?
1. Мы зависимые существа
Сейчас многим свойственно выпячивать свою автономию и независимость. Часто – достаточно жестко. Но чтобы выжить, нам всем когда-то нужно получать внимание и заботу. Часто, очень много и в разных формах.
Дети – напоминание о том, что никто из нас не сделал себя полностью сам. Поэтому, стоит быть благодарным в той или иной степени (может, наконец позвонить маме?).
2. Что такое любовь
Как взрослые, мы часто даём любовь за то, что другие могут сделать для нас.
С этой точки зрения дети ничего не заслуживают. Они ничего не могут для нас сделать (в привычном смысле). «В малышах нет никакого смысла», как говорят дети постарше. Им почти не о чем говорить, и они много спят.
И всё же мы любим их. Они учат нас истинной, чистой, свободной от эго любви, которая заключается в том, чтобы дарить любовь, не ожидая ничего взамен. Просто потому, что кто-то другой нуждается в ней, а мы в состоянии её дать.
3. Люди обычно утомлены или напуганы, а не то, что может показаться на первый взгляд
Дети, конечно, не могут сказать нам, что с ними такое. Нам нужно догадываться, и, что поразительно, как великодушно мы интерпретируем, что с ними происходит.
Когда они плачут, мы не обвиняем их в слабости и жалости к себе. Когда они кусаются или пинаются, мы предполагаем, что они просто напуганы или чем-то раздражены. Мы осознаем, насколько голод, проблемы с пищеварением или недостаток сна, могут повлиять на настроение и действия ребенка.
Как было бы здорово, если бы мы применяли подобные интерпретации и ко взрослым. Какими бы чуткими и добрыми мы были, если бы могли заглянуть за поверхностное неприятное поведение, злое и недовольное ворчание. Мы бы увидели, что за этим стоят замешательство, страх, истощение.
4. У нас больше общего, чем мы думаем
Это простейшая истина: все мы когда-то были детьми. Но это особенно чуждая мысль по отношению к людям, которых мы находим странными, неприятными.
Все они когда-то начинали в том же самом месте, что и мы. Какими бы разными мы ни были сейчас, у нас есть что-то общее в прошлом. Поэтому всегда есть то, из чего может возникнуть понимание и сострадание.
5. Никто не ужасен
Другие люди сейчас могут выглядеть угрожающими или пугающими, но все они когда-то были крошечными и хрупкими. И сохраняют часть той детской уязвимости где-то под своей бронёй. Это одна из основных уравнивающих нас мыслей. Как то, что даже самый «большой и важный» человек, тоже периодически ходит в туалет.
6. Надежда есть
Легко «заболеть» тем, что свойственно людям: жадностью, высокомерием, тщеславием…
Но всем нам стоит проводить время с детьми, чтобы избавиться от этого. Им всё равно, большая ли у тебя машина, какая работа и сколько ты зарабатываешь.
Их волнуют более важные вещи: объятия, смех, дружба, общение с людьми, которые добры к ним, как бы они ни выглядели.
В глубине души мы все такие. Происходящее вокруг развращает нас и поощряет нездоровые импульсы.
Дети на стороне утопического общества. Они показывают, что мир может отличаться от нынешнего. Они дают надежду. Каждый из них является примером того, какими мы могли бы быть, если бы наше общество было организовано иначе.
7. Дети – творцы
Они часто спасают нас от грусти и скуки, потому что им нравятся «незначительные», но важные вещи. Чашка с необычной крышкой. Цветок. Лужа. Солнечный зайчик на ковре. Вкус молока. Вещи, которые несправедливо стали для нас незаметными и скучными.
Вермеер, Ренуар, Пруст, Толстой – они знали, как вернуть энтузиазм мелочами. Дети не так уж отличаются от нас и заслуживают уважения, которое мы естественно оказываем великим творцам.
Вольный перевод – Иван Герасимович
Комментарии (0)