Корреспондент поработала официанткой и узнала всю правду об отечественном общепите.
Гуляя по центральным улицам нашего города, я наткнулась на объявление следующего содержания: «Требуются официантки, хорошенькие и опрятные». Требований немного, решила я, и набрала указанный на объявлении номер телефона.
«На лето санитарная книжка не нужна»
Поработать хотите? Хорошо, приходите сегодня в два часа на собеседование по этому адресу.
Отлично: коротко и понятно. Ко всему прочему, заведение оказалось совсем близко от моего дома, хотя я о нем ничего не слышала. Итак, время для судьбоносной для меня встречи подошло, и я уже открываю дверь весьма невзрачного на первый взгляд «питейного заведения», которое находится в жилом доме. Робко озираюсь в поисках администратора, но его заменяет бойкая посудомойка в не очень чистом халате, которая и провела «курс молодого бойца».
Короче, с завтрашнего утра можешь приступать. Много от тебя не требуется, будешь умницей — все сложится отлично. Коллектив у нас хороший, обижать не будем.
-А как же санитарная книжка? — спрашиваю. — Слышала, что без нее никак…
Да брось ты! — перебила она. — Здесь половина работников без книжки. Тебе всё равно она не нужна, ты же только на лето!..
Юбка в 40 сантиметров
Как полагается, не опаздывая, я пришла на работу ровно в 10 часов. Меня официально представили персоналу. Они все и вправду показались очень дружелюбными, а некоторые парни — даже слишком. Оглядели меня с ног до головы (утром работы почти нет, так что им особо нечем заниматься). Потом всучили униформу с чужого плеча – футболкуи фартук — и сказали: «Вот, держи, кажется, твой размер. Если нет, то ушьёшь. И ещё, имей в виду: никаких джинсов и кроссовок. В общем, завтра приходишь на каблуках, юбка до 40 сантиметров».
Поняла, — пролепетала я, — прикидывая, достигает ли этой длины моя самая короткая джинсовая юбка.
И вот еще тебе для сведения профессиональный секрет, — таинственно сказал бармен, окидывая меня слащавым взглядом, — количество постоянных клиентов зависит от тебя, детка. И только от тебя.
Таракан убит! Иди работай!
Наивная, я полагала, что мне придется лишь принимать заказы и разносить их… Не тут-то было: в мои обязанности, как официантки, входили: нарезка хлеба, глажка скатертей, нарезание бумажных салфеток, протирание посуды. Добавьте к этому «торжественную» встречу посетителей – в короткой юбке на высоких каблуках, и консультацию о меню. А еще надо было разносить подносы, убирать со столов, подносить салфетки, соусы… В общем, я озадачена по полной программе. К тому же работала одна, так как кафешка была маленькая и на смену требовался всего один человек.
Надо сказать, познание неведомой для меня профессии было не особо легким и приятным. После глажки скатертей я вошла на кухню нарезать хлеб. Взяла всё необходимое и готова была приступить, как вдруг увидела, что по ручке ножа бежит таракан.
Ааааааа, таракан! Боже, откуда!??! — завопила я, потому что безумно боюсь этих насекомых.
Повар, которая была явно не в духе после вчерашних возлияний, отразившихся на ее опухшем красном лице, как раз опохмелялась.
— Да чтоб тебя!.. — заорала она, чуть не выронив стакан. — Таракана, что ли, впервые встретила! Да убей ты его и марш на место!
Наглое насекомое не успело убежать, будучи жестоко прихлопнуто сильной поварской рукой.
Откуда здесь тараканы??? Тут же еда… Они микробы разносят, — пролепетала я.
Послушай, ты здесь ничего не видела, таракана убили. Сказано тебе — иди работай!
Мне ничего не оставалось, как отправиться в зал, где меня уже дожидались клиенты…
Улыбка — залог чаевых
Клиентура в этом заведении пестрая. Даже иностранцы заходили. Видимо, им захотелось национальной экзотики. Как местные, так и зарубежные посетители были разные. Но для меня они делились на клиентов с хорошим аппетитом и не очень… Со разными слабостями — на выпивку и на отбивные. Некоторые даже спасибо не скажут, только и слышишь: «Деевушка, счёт!». К таким надо бежать на задних лапках, чтобы не было скандала.
Я стала замечать: чем чаще улыбаешься клиенту — тем больше вероятность того, что он оставит неплохие чаевые. Но бывали и такие случаи, когда улыбка не оправдывала надежды, а только усугубляла положение. Кстати, мне повезло: чаевые не приходилось, как в других злачных местах, делить между целым персоналом. Они все были мои!
Как-то я обслуживала фуршет, и один из клиентов, перебрав с алкоголем, дёрнул меня за юбку, приговаривая:
Ах, какие ножки! Покажешь мне их поближе позже?
Реакция у меня хорошая: я резко повернулась и от возмущения чуть не вмазала подносом по пьяной физиономии. Но, сдержав свои эмоции, отправилась к администратору с претензиями по поводу домогательства. Ха, наивная!..
Да как ты смеешь возмущаться, — стала мне выговаривать администратор! — Он ничего тебе плохого не сделал, ну, подумаешь, дёрнул за юбку. Кстати, это наш постоянный клиент и потерять я его не хочу только из-за того, что, видите ли, он просто оказывает знаки внимания официантке.
И добавила, вздохнув:
С возрастом поймёшь, как порой этого внимания будет не хватать.
Каблуки и подносы — вещи несовместимые
Работа меня изнуряла по полной. Через пару дней трудовой жизни я мечтала о лекциях в университете как о манне небесной. Тут целыми днями приходилось бегать на каблуках, лавируя с тяжелыми подносами то по залу, то по кухне. Надо было успеть и чек выбить, и со стола убрать. К тому же во время работы нельзя даже присесть — таковы были правила заведения. Если бы только это! Порой на мою официантскую голову вываливались неприятности одна за другой.
Однажды, приняв заказ у влюбленной пары, которая ворковала у окошка, я быстренько его принесла. Но, не успела отойти от их столика, как на меня посыпались оскорбления.
Что случилось?!
У меня в тарелке — волос! — кричала накрашенная смазливая девушка, которой явно хотелось, чтобы ее спутник меня побил.
Простите, за это недоразумение, я не знаю, как он туда попал, сейчас я вам всё поменяю, — пыталась я их успокоить.
Но они, нервно посовещавшись, покинули кафе.
Такие случаи — не новость, бывает такое часто. (Не везде ведь лысые и трезвые повара!). Но первым всегда вынужден принять удар несчастный официант. Он принёс – он и отвечает. Настроение у меня было уже отнюдь не рабочим, пропали энтузиазм и улыбка с лица, за которую, так настойчиво боролась администратор. Я даже всплакнула в уголке, чтобы никто не видел
И в этот же самый вечер (бывает, что не везёт так не везёт) кто -то из посетителей, разбив бокал, спрятал его под стол. Платить за это тоже пришлось официанту, то есть мне.
Сама виновата, раз не доглядела, — «успокоила» администратор. — Но ничего, не переживай, считай, что сегодня было боевое крещение.
«Снимали» с заработной платы не только за бой посуды. Кроме этого, вычитали за питание и еще полагались штрафы: опоздаешь на работу на пару минут — штраф. Всего проработала я два с половиной месяца с окладом в 600 леев плюс 3 процента от выручки. В сумме оказалось 2000 леев минус питание – 500 леев, бой посуды – 700 леев, опоздания – 60 леев.
В итоге я получила «чистыми» 740 леев. На карьере официантки я решительно поставила крест. Но с тех пор «на чай» официанту оставляю всегда.
КСТАТИ
Общепитовские хитрости, или как легко обмнауть клиента
Недолив и недовес — самый распространенный способ обмана (особенно в баре) — недолив и недовес. Помощник в этом — обыкновенный лед.
Пропорции алкоголя в коктейлях: в рецептуре написано одно, на самом деле, — соков и алкоголя меньше.
Нажива на банкете (например, самый распространенный способ — салаты складывают в один большой салатник. Определить, сколько там порций — 9 или 6, не под силу даже опытному повару. Или напитки в кувшине или штофе, куда можно недолить по 70 — 150 милилитров.
Еда «секонд-хэнд»: нетронутую зелень, овощи, нарезку с одних тарелок перекладывают в другие, с новым заказом.
Махинации с чеками: если заказа большой, на одно или несколько блюд легко «накинуть» пару-другую леев.
Комментарии (0)