Стремительность технического прогресса, исчезновение старых профессий и возникновение новых, появление широких возможностей для бизнеса и реализации себя — всё это сегодняшний мир. И ни у кого не возникает сомнений: чтобы найти в нём достойное место, нужно иметь хорошее воспитание и образование.
Родители заняты карьерой и собственными делами и не могут уделить ребенку достаточно внимания, а значит, большая часть работы по обучению и воспитанию детей ложится на школу. Но почему с каждым годом падает уровень образования, а учителя массово увольняются и находят себя в других сферах? Что происходит и куда движется наша система образования?
© DepositPhotos
Проблемы современного образования
Проблемы системы образования очевидны. И тут показательна история учителя географии Юрия Константиновича Монастырева, который уволился из любимой им ялтинской средней школы № 12 после 35 лет работы. Он не устраивал скандалов, не собирал митингов — просто ушел, устав от школьной бюрократии и бесправия. До пенсии ему оставалось всего полтора года.
Позже он всё же не выдержал, и поведал о причинах ухода. Свой рассказ Монастырев философски назвал «Размышления учителя у школьной доски». Ниже мы приведем выдержки из рассказа этого уважаемого учителя, которого бывшие ученики помнят как вдохновляющего и мудрого педагога.
«Проработав 35 лет, я впервые столкнулся с ситуацией, что ни по одному школьному предмету не существует закрепленной государственной программы. Следовательно, требований к объему знаний учеников просто нет».
© DepositPhotos
По словам Юрия Константиновича, для составления учебных программ существуют методисты, которые делать этого не успевают. Поэтому учебные программы составляют сами учителя, а методисты, заваленные бумажной работой, это проверяют.
«Думаете, их интересует содержание программы? Нисколько. Они обращают внимание на шрифты, междустрочные интервалы, оформление обложки…»
© DepositPhotos
Учитель по своему усмотрению может вставлять в рабочую программу те или другие темы, и этого никто не заметит, ведь подобного контроля на государственном уровне просто не существует.
«Например, я учитель литературы и недолюбливаю Льва Толстого. Следовательно, я могу его творчество в рабочую программу не включать, и ученики этого изучать не будут. Никто не заметит отсутствие Льва Толстого, ведь главное для методистов — оформление».
© DepositPhotos
Обратил Юрий Константинович внимание и на школьные учебники, которые радуют разнообразием, но не позволяют разобраться в теме даже самому учителю, не то что ребенку.
«Учебники, по которым занимаются крымские школьники, — проявление абсолютной некомпетентности. Отсутствует главный принцип обучения: от простого к сложному. Всё свалено в одну кучу. Разве школьник разберется в этом хаосе? Когда я сам открываю такую книжку — я забываю всё, что когда-либо знал».
© DepositPhotos
Юрий Константинович возмутился, что вместо единого учебника на каждый курс, существуют десятки и даже сотни низкопробных книжек, которые написаны с одной целью: получить госзаказ и «снять» чистую прибыль.
«Родители от много откажутся, но ребенку учебник купят за любые деньги. Как итог — прибыльный бизнес на интеллектуальном развитии страны», — сокрушается Юрий Константинович.
Не забыл бывший учитель географии сказать и о загруженности педагогов, о мизерных заработных платах, а также о растущем штате гороно, который занимается непонятно чем, но исправно получает бюджетное финансирование:
«Задача чиновников — загрузить учителя ненужной бумажной работой: учебные программы, планы уроков, отчеты… Тем самым забить его, унизить, отбить желание сопротивляться и даже думать».
© DepositPhotos
«Что касается оплаты, то это просто плевок в лицо. Бюрократическая система позволяет администрациям школ на свое усмотрение премировать угодных и наказывать ненавидимых. И это при том, что зарплаты учителей в регионах попросту ничтожны».
Юрий Константинович упомянул и о повальном увлечении детей Интернетом. По его наблюдениям, сегодня школьники курят в 5 раз реже, чем это было лет 15 назад, зато на каждой перемене их от смартфонов не оторвать.
«Несмотря на бестолковую образовательную систему, мы умудряемся настолько загрузить детей учебой, что они света белого не видят. Сегодня норма, когда пятиклассник имеет 7 уроков в день, после которых ходит в музыкальную или художественную школу, к репетиторам или в спортивную секцию. По сути, мы забираем у детей детство», — негодует бывший учитель.
© DepositPhotos
Вот такой крик души от Юрия Константиновича Монастырева, опытного педагога, который отдал большую часть жизни обучению и воспитанию детей. Увольнение учителя и его последующие откровения вызвали немалый резонанс. Но как это часто бывает: поговорили и забыли.
Образовательная система год за годом теряет опытных и мудрых педагогов, преданных своему делу. Да, на их место приходят молодые специалисты с горящими от энтузиазма глазами и желанием что-то изменить, но, столкнувшись с бюрократической системой, они уходят в другие сферы — туда, где есть будущее, где можно прогрессировать, где можно обеспечить семью.
Проблемы науки и образования нужно решать уже сегодня, ведь сама по себе ситуация не исправится и завтра будет только хуже. А что ты думаешь об этом? Поделись мыслями в комментариях.
- Поделиться на Facebook
published on
Комментарии (0)