У вас родился сын? Прекрасно! На свет появилась дочка? Замечательно! Но помните, к воспитанию в каждом случае надо подходить по-разному.
Консультант: НАДЕЖДА МАЗУРОВА , психолог, к. п. н., старший научный сотрудник научного центра здоровья детей РАМН
ПРО ФИЗИОЛОГИЮ
Половые различия у плода закладываются на 6-й неделе внутриутробной жизни, а на 8-й неделе формируются половые органы и начинают вырабатываться половые гормоны, отвечающие не только за анатомические особенности пола, но и за особенности половой дифференциации мозга. То есть на биологическом уровне определяется, будет малыш в дальнейшем решать вопросы «по-мужски» или пользоваться «женской логикой».
Эволюция мужчин и женщин протекала по-разному. Мужчина охотился, женщина собирала. Мужчина защищал, женщина нянчила. Миллионы лет структура мозга мужчин и женщин изменялась под давлением отличающихся друг от друга требований. Женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое. То есть женщины ориентированы на выживаемость, а мужчины − на прогресс. Поэтому природа «бережет» женский пол, а мужской ей «не так жалко».
Среди детей с нарушениями зрения, слуха, речевыми проблемами, с задержкой психического развития значительно больше мальчиков. При резком изменении условий среды особи женского пола могут быстро приспособиться, а мужского – нет. Им нужно быстро найти другое место обитания. Этим определяется высокая предрасположенность всех мальчиков к поисковому поведению. Это для них жизненно важно, это тот выход, который дала им природа. Все эволюционно-прогрессивные признаки больше выражены у мужского пола. В частности, удлинение периода детства − прогрессивный признак, и он больше выражен у мальчиков: их детство длится дольше, чем у девочек. Девочки рождаются на 3−4 недели более зрелыми, а к подростковому периоду эта разница достигает примерно двух лет.
МАЛЬЧИК И ДЕВОЧКА – ЭТО ДВА РАЗНЫХ МИРА. ИХ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ВОСПИТЫВАТЬ ОДИНАКОВО. ОНИ ПО-РАЗНОМУ СМОТРЯТ И ВИДЯТ, СЛУШАЮТ И СЛЫШАТ, ГОВОРЯТ И МОЛЧАТ, ЧУВСТВУЮТ И ПЕРЕЖИВАЮТ. ЕСЛИ ВЫ УЖЕ РАСТИТЕ ДОЧКУ, А У ВАС РОДИЛСЯ СЫН, ВАМ ВО МНОГОМ ПРИДЕТСЯ НАЧИНАТЬ С НУЛЯ: ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ ДОЧКИ ИНОГДА НЕ ТОЛЬКО НЕ ПОМОГАЕТ, НО БУДЕТ МЕШАТЬ.
ПРО ПСИХОЛОГИЮ
Уже с первых дней жизни отмечаются различия в поведении мальчиков и девочек. Девочки активнее реагируют на звуковые раздражители, а мальчики − на зрительные. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства»: кукол, тряпочки − и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т. д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф.
Мальчики и девочки, мужчины и женщины живут в разных мирах, для них приоритетны разные ценности, действуют они, следуя разным жизненным правилам. Вот фрагмент из книги Алана и Барбары Пиз «Язык взаимоотношений»: «Мужчина никогда не может разыскать свою вещь, но всегда ставит компьютерные диски в алфавитном порядке. Женщина всегда разыщет потерявшиеся ключи от машины, но редко найдет наиболее короткую дорогу к пункту назначения. Мужчины изумляются, как может женщина не заметить мигающий на приборной панели машины красный сигнал тревоги, но мгновенно обнаруживает грязный носок, валяющийся в темном углу на расстоянии 50 метров от нее. Женщин потрясает тот факт, что мужчина, который, глядя в зеркало заднего вида, в состоянии загнать машину в узкую щель, не может разыскать дверь с табличкой «М» в просторном холле.
ПРО ОЖИДАНИЕ
Часто будущие родители творят образ ребенка, в том числе и его пол. И иногда мама хочет только девочку, а папа – только мальчика. Тот, кто родится, заранее поставлен в ситуацию неполного принятия либо со стороны мамы, либо со стороны отца. Но важно помнить: ребенок всегда хочет понравиться родителям и будет действовать, исходя из их ожиданий. Еще во внутриутробном периоде малыш получает информацию об ожиданиях родителей. Какой дискомфорт может переживать девочка, получившая информацию, что она ОБЯЗАНА быть мальчиком!
РОДИТЕЛЯМ ДЕВОЧКИ
Считается, что девочек воспитывать легче, чем мальчиков, потому что они более послушные, разумные, спокойные. С ними легче договориться, мамы их быстрее понимают. Однако посмотрим на современных девочек. Они активнее (а порой агрессивнее) многих мальчиков. Они готовы отстаивать свою точку зрения, с трудом идут на компромиссы, самодостаточны. Девочки стали с увлечением заниматься карате и ушу, употреблять для беседы с подружками нецензурные выражения, в качестве основного способа решения вопросов все чаще выбирать силовой.
Для многих девочек стало непрестижным быть женственными − это воспринимается как проявление нслабости. Намного интереснее стать этакой «суперледи», руководить мальчиками, а при случае уложить противника на обе лопатки. Девочки все больше настроены на карьерный рост. Беда в том, что и дома девушки продолжают применять «силовые методы борьбы с препятствиями».
Большинство разводов во всем мире в последние десятилетия совершается по инициативе женщин – хранительниц семейного очага! Произошли изменения в женской психологии и характере. В этой обстановке сложно (но крайне важно!) воспитывать в маленькой девочке мягкость, уступчивость, сострадательность, то есть качества, облегчающие семейную жизнь.
В СОВРЕМЕННОМ ЭМАНСИПИРОВАННОМ МИРЕ НЕПРОСТО, НО КРАЙНЕ ВАЖНО ВОСПИТЫВАТЬ В ДЕВОЧКАХ УСТУПЧИВОСТЬ И МЯГКОСТЬ.
РОДИТЕЛЯМ МАЛЬЧИКА
Многие столетия мальчиками в большей степени занимались мужчины – отец, гувернер, учитель. В XX веке все изменилось, и воспитание все больше становится сугубо женским занятием. В детском саду – воспитательица, в школе – учительница, дома – мама, бабушка, няня. Миллионы современных мальчиков лишены серьезного мужского влияния в период формирования полоролевого поведения. В результате они усваивают женские установки, женские взгляды на жизнь.
Мальчики-подростки все чаще указывают среди важнейших черт хорошего человека на прилежание, усидчивость и аккуратность. А вот смелость, инициативность отмечаются крайне редко: мамы и учителя каждый день уговаривают мальчиков быть послушными, соблюдать осторожность и «делать, как сказано».
Женщины воспитывают ребенка для себя, делают его таким, какой им удобен. И заглушая в ребенке мужественность, искажают мужскую природу.
В мальчике можно и нужно поощрять выносливость, активность. Ему стоит покупать «мужские» игрушки (машины, модели кораблей и самолетов, наборы инструментов). Под присмотром взрослых мальчики 5−6 лет могут забивать гвозди, строгать, пилить. Чем раньше ребенок начнет помогать кому-нибудь из взрослых мужчин, тем лучше. Даже если помощь его чисто символическая. Мальчишкам необходимо предоставить возможность побегать, повозиться. Если и в школе, и дома они постоянно будут себя сдерживать, у них может случиться нервный срыв.
О РАЗНИЦЕ В ОБУЧЕНИИ
Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Девочки после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Но вот и они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать. Учительница сразу заметила это, так как контакт с девочками у нее налажен хорошо. Она начинает снимать нагрузку, урок переходит в другую фазу. А мальчикам именно сейчас и надо бы дать ключевой для урока материал. Но самое важное уже дано, они все пропустили или не поняли. Урок окончен.
Девочки в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно оттесняют мальчиков физически и «забивают» в речевом плане. Но их ответы более однообразны. Мальчики нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от взрослых, так как они реже раскрывают его в словах. Они лучше выполняют поисковую деятельность, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления ее невелики. Мальчик может найти новое нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате двойку.
В школе минимальные требования предъявляются к поиску и новаторству, максимальные − к тщательности исполнения. Это хорошо для девочек, а мальчику надо чуть-чуть недообъяснить и натолкнуть его на нахождение принципа решения. Мальчикам неинтересно изо дня в день делать одно и то же, такая работа не отвечает особенностям организации их мозга и психики.
В условиях, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают стратегию решения задач, навязанную взрослым, и в определенной мере справляются с заданиями. Мальчики же стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, так как адаптироваться к несвойственным им видам деятельности не могут.
ОБ ЭМОЦИЯХ
Наше видение ребенка не всегда объективно отражает то, что есть на самом деле. Родители обычно несколько завышают эмоциональность дочерей, видимо потому, что она проявляется в их речи и более наглядно, и не замечают эмоциональных переживаний сыновей. Дело в том, что мальчики кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор, а девочки в похожей ситуации могут длительно сохранять эмоциональный тонус. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять мальчиков: они-то сами – другие!
Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругает мальчика, сердится, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже прошел пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но он в отличие от мамы не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал. Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую.
Остановитесь! Ограничьте длину нотации. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно: будет эффективнее.
Комментарии (0)