Оказавшись в тайге, можно наткнуться на сосну, увешанную множеством ленточек или веревок. Но не стоит думать, что это сакральное дерево, и, значит, надо обязательно что-нибудь на него повязать, загадав желание. Настоящее шаман-дерево не так просто найти.
Какие деревья почитал шаманИздревле якуты одушевляли явления природы и ее объекты. Этим объясняется их уважительное отношение к миру вокруг себя: есть чему поучиться. Если вы наткнетесь на яркое (из-за лоскутков ткани) дерево, скорее всего, это не священное дерево якутов. Настоящий шаман всегда держал почитаемое дерево в тайне, с которой часто и покидал этот мир.
Можно ли сегодня в Якутии отыскать шаман-дерево Фото: culture.ruЕсли же его тайна становилась известна местным жителям, они не бежали с радостью к дереву испрашивать у него здоровья и благосостояния, а, наоборот, обходили стороной, чтобы с ними не произошло что-нибудь неладное. Мало ли, вдруг это дерево было связано с черным шаманом. Если же человек хотел попросить о чем-то своем (вылечиться от болезни или чтобы скот дал богатый приплод), он все равно обращался сначала к шаману, а уже шаман обращался с молитвой к духам. Почитаемыми деревьями обычно у якутов были ели, березы, лиственницы, но никак не сосны (интересно, почему?).
Можно ли сегодня в Якутии отыскать шаман-дерево Фото: inyakutia.ru Хочешь ребенка — обращайся к Орук масВ старину знали: если хочешь забеременеть, обращайся за помощью к дереву с «ведьминым помелом», у которого густые, тесно переплетенные между собой ветви. Но без дела, просто ради любопытства обращаться к дереву с просьбами нельзя. Туристы вытаптывают траву вокруг, а то и корни дерева, тем самым губя его.
Уважение к деревьям — уважение к предкамОсобо уважаемы в Якутии деревья огромных размеров: они ассоциируются с родом, предками, корнями. Якуты убеждены, что в таких ытык мас обитают духи местности, защищающие живущих рядом людей.
Можно ли сегодня в Якутии отыскать шаман-дерево Колымский тракт. Фото: Павел Глушков/rgo.ru Жертвенные деревья обходи сторонойВ случае какой-то серьезной проблемы человек просил шамана помочь и давал ему в качестве жертвы быка, лошадь или корову. Шаман интуитивно находил подходящую могучую, но неказистую лиственницу с поперечной перекладиной или обломанной верхушкой и совершал на ней жертвоприношение. После камлания на перекладине оставляли шкуру животного, а про дерево кэрэх старались забыть и больше к нему не подходить.
Древо жизни — настоящее шаман-деревоВ эпосе якутов упоминается дерево жизни и процветания, мировое древо или Аал Луук Мас, что одно и то же. Его изображают со срубленным стволом и ветвями, превратившимися в целые стволы, или же в виде ствола с могучими ветвями, напоминающими бивни. Такое дерево у каждого шамана свое.
Можно ли сегодня в Якутии отыскать шаман-дерево Аал луук мас. Фото: commons.wikimedia.orgИз твердой части между стволом и корой или из изогнутой ветви лиственницы изготавливали обод для шаманского бубна. Бубен же для шамана — это проводник в другие миры, без которого это путешествие не может свершиться. Существует традиция, согласно которой надо трижды обойти шаман-дерево по часовой стрелке, и тогда будет тебе счастье и достаток. Сегодня много деревьев почитается самими якутами и русскими туристами, приезжающими с экскурсией в Якутию. Вот только никто не знает, было ли выбрано то дерево, которое гиды демонстрируют всем как сакральное, каким-то шаманом для почитания.
Про особый шаманский мир мы рассказывали в другой статье.
Составить представление о том, какая она, Якутия, можно из материала.
Комментарии (0)