Бизоны, лошади и медведи, изображенные в пещерах, могли быть героями фильма. Это звучит невероятно, но возможно, древние люди приходили в пещеры для того, чтобы насладиться протокино. Так как же ученые пришли к такому поразительному выводу?
Для чего рисовали петроглифыИскусство на протяжении всей истории развития человечества было неотъемлемой частью его жизни. Именно искусство отделило нас от всех других видов на планете: никто больше не догадался обточить камень для орудия и уж тем более оставить отпечаток своей конечности на стене. Вопрос, зачем люди это делали, до сих пор остается открытым.
Почему древние наскальные рисунки могут быть первым прообразом киноГалерея в пещере Атксурра при искусственном освещении. Фото: atlasobscura.comТак, вероятно, изображение животного на скале было особым ритуалом перед охотой и залогом того, что охотники придут с хорошей добычей. Или, возможно, кто-то из древних художников просто решил запечатлеть жизнь сообщества. Например, посреди песков Сахары есть поразительная пещера Пловцов, о которой мы как-то
Однако новая теория ученых совершенно сбивает с толку: вероятно, петроглифы на самом деле были первым кино.
В глубинах пещерыНеобычное предположение выдвинули ученые, которые на протяжении нескольких лет изучали пещеру Атксурра (Atxurra) в Испании. Рисунки тут нашли в 2014 году. Найти их было непросто: древние люди уходили вглубь пещеры, чтобы рисовать. Они нашли идеальную стену для этого примерно в полукилометре от входа: длиной больше десяти метров, а в высоту больше двух. Именно она и стала для древних художников полотном. Примерно 12 500 -14 500 лет назад они нарисовали здесь лошадей, буйволов, коз, оленей. Эти рисунки вряд ли когда-нибудь будут открыты публике: добраться до них непросто, и путь достаточно опасный для людей без особой подготовки.
Почему древние наскальные рисунки могут быть первым прообразом киноИсследователи соорудили факелы, чтобы подражать древним художникам. Фото: atlasobscura.comВ Атксурру исследователи спускались неоднократно, в том числе с факелами, подражая древним художникам. Вообще, исследования никогда не ведутся при открытом огне, а при электрическом свете: пепел может навредить рисункам, дым от огня также может повлиять на цвет потолка и стены пещеры. Но все же тут ученые решили зажечь факелы, и под светом естественного огня они увидели то, чего не замечали раньше: фигуры двигаются. Мерцание пламени заставляет рисунки трепетать: лошадей — скакать, оленей — двигать головой.
Почему древние наскальные рисунки могут быть первым прообразом киноРисунок бизонов, который словно наложен один поверх другого. Фото: atlasobscura.comИ именно естественный огонь дал возможное объяснение тому, почему некоторые наскальные рисунки такие странные: у лошади может быть не одна голова, а несколько, а бизон изображен с восемью ногами. При свете факелов кажется, что лошадь двигает головой, а бизон действительно бежит. Возможно, именно для этой цели художники времен палеолита изображали животных: они пытались передать их движение и понаблюдать за ними.
Почему древние наскальные рисунки могут быть первым прообразом киноРисунки в знаменитой пещере Шове: вероятно, они так нарисованы, чтобы двигаться. Фото: Claude Valette/Есть еще одно доказательство этой теории: петроглифы спрятаны в глубине пещеры, где нет естественного света, возможен лишь свет от огня. Возможно, именно по этой причине древние художники выбирали такие места: чтобы их искусство можно было увидеть только при свете пламени.
В Атксурре нашли и несколько кострищ, которые расположились недалеко от стены с петроглифами. Они расположены таким образом, чтобы отбрасывать тени на рисунки на стенах. Так что, возможно, древние люди приходили сюда словно на киносеанс, чтобы насладиться теплым светом огня и танцующими тенями.
Источник:
Комментарии (0)