Проходя мимо древних старорусских церквей или рассматривая на экскурсии старинную печь, мы удивляемся, восхищаемся общим архитектурным образом, не вычленяя для себя, из чего он складывается. А образ может складываться из резных ставень, узора на стенах зданий, необычных цветовых решений или изразцов. О них сегодня речь.
«Вырезанные кирпичи» Почему изразцы пекли как пряники, и когда они стали не нужныТрадиционный ярославский изразец на фасаде часовни Александра Невского. Фото: fotokto.ruИзразцы, появившиеся в России в XV веке, называли «вырезанными кирпичами» и готовили в печах как пряники. Их делали из глины, а глиняные изделия, будь то горшки или тарелки, как известно, обжигают в печи. При изготовлении печатных пряников использовались формы с картинками, узорами и даже текстом, как и при изготовлении изразцов: глину клали в деревянные резные формы и обжигали в печах. Так керамика вошла в русский архитектурный мир и прочно закрепилась в нем на 4 столетия. Изразцами облицовывали стены зданий снаружи и использовали для украшения стен внутри помещений, печей и каминов. Чтобы изразец хорошо держался на вертикальной поверхности, делали коробчатый выступ для сцепления изразца с кладкой (румпу). Такой и был изразец: снаружи — красивый раскрашенный, а на оборотной стороне — с наращенной румпой.
Золотой век изразцов Почему изразцы пекли как пряники, и когда они стали не нужныХрам Покрова Богородицы в Измайлове. Фото: wikipedia.orgИзразцы изготавливали вплоть до XIX века, но золотым веком этой рельефной архитектурной керамики был XVII век, когда мастера, называемые изразечниками, попробовали создавать изразцы с верхним покрытием. Поначалу их покрывали прозрачной глазурью. Цвет использовали зеленый, похожий на цвет травы, почему такие изразцы стали называться муравлеными. Простые изразцы были красноватые, терракотовые из-за цвета обожженной глины. Позднее их стали покрывать глазурью других цветов, что называлось цениной. К деньгам это не имело никакого отношения: изразцы, раскрашенные в разные цвета, назывались ценинными, а искусство изготовления изразцов получило название ценинного дела. Описывая размер изразцов, о них говорили как об изразцах большой (20 на 20 см) или малой (14 на 14 см) руки. Изразечников было много, и работали они в разных городах, но известнейшим самобытным мастером ценинных дел остался в истории Степан Полубес. Вместе с другими мастерами он трудился в Новоиерусалимском монастыре, куда приглашались мастера из Италии, дабы они передали технику исполнения майолики, и куда бежали белорусские мастера из католической Польши, где их начали притеснять. Так были освоены и придуманы новые техники, а XVII век стал прорывным в изразцовом искусстве.
О португальской плитке азулежу и о том, как она оказалась в московском метро, мы рассказывали в другой статье.
Голландские печи с русскими изразцами Почему изразцы пекли как пряники, и когда они стали не нужныФото: rosso-forni.ruПетр I отправлял многих мастеров учиться за границу. Изразечников он тоже отправлял за рубеж, в Делфт, чтобы они освоили мастерство «голландских кафлей». Когда царь запретил в стране топить печи по-черному (в далеких деревнях в банях по-черному моются и сегодня, в XXI веке), появились новые печи-голландки, которые стали украшать плитами с синим рисунком на белой эмали. Так новый тип печей со временем вытеснил старый, неповторимый штучный товар заменило поточное производство в XIX веке, а уникальные мастера стали не нужны.
Об отличии бани по-черному от бани по-белому можно узнать из статьи.
Сказочное путешествие в город двух морей ждет вас в
Комментарии (0)