Гений и злодейство — вещи несовместимые. Или да? Разговоры о том, что Сальери погубил Моцарта, отравил его, наверное, один из самых устойчивых слухов в истории. Но как и у большинства слухов, в нем мало правды, и недавно это было решено доказать в суде. Пусть Моцарт и Сальери давно уже умерли, а вопрос остался не разрешен. Так имело ли место преступление, или все это домыслы?
Это все ПушкинАлександр Пушкин, о котором мы уже много писали, обладал не только невероятно образным языком, но и умением убеждать в том, что написанное им — чистая правда без прикрас. Такое естественное свойство его таланта во многом «виновато» в том, что все мы невольно считаем Сальери злодеем-отравителем. Вот только Пушкин взял за основу бродившие по Европе слухи, а не реальные факты. Как, кстати, и некоторые другие творческие личности, описывавшие этот же сюжет. Итак, почему же обвиняли Сальери?
Почему Сальери ни в чем не виноват Фото: Mydhili Bayyapunedi/flickr.com Интриги — они для всехАтмосферу в творческом мире Вены, столицы музыки того времени, можно коротко и точно описать одним-единственным словом: интриги. Полагают, что Сальери сильно завидовал Моцарту и лелеял мечту превзойти «Фигаро». Причем делал это не только совершая новые и новые творческие попытки, а параллельно интригуя против яркого таланта противника. И да, Сальери занимал пост главы придворной капеллы Вены и был авторитетом в мире музыки,. Но согласитесь, включение или исключение того или иного произведения из программы концертов — рычаг давления неплохой, а также возможность попортить нервы конкуренту. Но об убийстве речи здесь не идет. Творческие склоки и не более. Кстати, о конфликтах между писателями можно почитать
Кстати, все мы невольно считаем Моцарта этаким молодым, легким в общении талантом, а Сальери — мрачным, злобным и завистливым.
Такие образы в частности были мастерски воссозданы во французской рок-опере Mozart. Однако в реальной жизни характер Сальери был не так уж плох. Более того, о нем очень тепло отзывалось большинство его учеников. Ведь он подготовил к яркой карьере многих музыкантов, в числе которых гениальные Бетховен, Лист и Шуберт. А с последнего из перечисленных одаренных учеников Сальери и вовсе не брал денег. Никто из учеников ни разу не упоминал о недоброжелательности своего педагога и явно не из благодарности к нему. А правды ради. Моцарт же, представляемый нами как ребячливый гений, был в общении как раз малоприятен, имел привычку резко высказывать окружающим свое мнение и имел соответствующую репутацию.
Почему Сальери ни в чем не виноватФото: macstre/flickr.comСловом, конкурент Сальери имел достаточно много врагов. А главное — Сальери и Моцарт принадлежали к разным музыкальным лагерям Вены, которые вели войну. Моцарт принадлежал к «немецкому» направлению, Сальери — к «итальянской» группе. Этим в том числе и объясняется их противостояние.
Потеря разума и слухи о признанииЧереда же слухов была вызвана тем, что в глубокой по тем временам старости — в 75 лет — Сальери потерял способность мыслить разумно и был помещен в клинику. Там он, по некоторым данным, совершил попытку суицида, раскаиваясь в причастности к гибели Моцарта. Имело место якобы даже донесение духовника Сальери епископу, в котором была подробно изложена исповедь злодея-отравителя. Но где этот документ? Его никто и в глаза не видел.
Почему Сальери ни в чем не виноватФото: Andres Alvarado/flickr.com Невиновен: доказаноЧто интересно, напраслина, возводимая на Сальери, переполнила чашу терпения Миланской консерватории, и было решено возбудить дело о его невиновности. И Миланский апелляционный суд действительно начал судебный процесс, на котором выступали адвокаты, эксперты-музыковеды и многие другие. В конце-концов подсудимый Сальери был посмертно признан невиновным. На этот раз официально.
Проблема в том, что даже саму версию отравления, которая курсировала в народе вследствие подозрительных обстоятельств смерти Моцарта, проверить нельзя. Так как он был похоронен в общей могиле, затем его останки были перенесены, а позже — утеряны. Так что исследовать их невозможно, как и выяснить правду. Да и яд, обнаруженный бы в них, ничего бы не доказал — в те времена медики порой использовали препараты, в составе которых была ртуть. Мягко говоря, химический элемент для здоровья человека не самый полезный, особенно в больших дозах да при регулярном употреблении. Яд мог быть лекарством и наоборот. Но Сальери уже был тут совершенно не при чем. А что вы думаете про совместимость гения и злодейства?
Комментарии (0)