Игре на скрипке музыканты учатся годами, перенимая знания у старших коллег. На Псковщине еще недавно игре на скрипке в школах и консерваториях не обучали, к тому же умели делать скрипки сами.
Необычный инструмент из обычных предметовНародная скрипка Псковской области отличается от фабричной. Во-первых, в ней могло быть три струны вместо четырех. По размеру она чуть меньше. Кроме того, изготавливали ее из подручных материалов, не из тех, что на фабрике. Народные умельцы выдалбливали корпус из дерева: нижнюю деку для звонкости делали из клена, а верхнюю — из ели.
«Под драку», «суп варить»: в каких еще случаях на Псковщине брали в руки скрипкуДолбанка. Фото: gudokviolin.blogspot.comДугообразный смычок делали из конского волоса или лозового прута и называли его гудком. Струны тоже делали из разных материалов: во время войны могли натянуть вместо них телефонные провода, а до этого бытовали струны из бараньих кишок. Старожилы вспоминали, что такие струны были «гулистыя», а смычок, лучок или гудок хорошо гудели.
Все симпатии и уважение — скрипкеИнструментов в народных ансамблях немало. Это балалайка, цимбалы, гармонь, аккордеон, гусли.
«Под драку», «суп варить»: в каких еще случаях на Псковщине брали в руки скрипкуФото: vk.comНо на Псковщине особым уважением пользовалась скрипка. Без любого инструмента можно было обойтись на свадьбе, но только не без скрипки. По ее звучанию музыканты могли определить, какую погоду ждать: дождливую или ясную. Кроме того, играть на скрипке умели немногие. Еще и поэтому к «скрипышникам» относились с особым почетом. В одном селе вспоминали, как мужик виртуозно играл на скрипке, закинув ее за голову. Вообще в области бытовала своя манера игры: скрипку прижимали не к плечу, как принято сейчас у оркестровых музыкантов, а упирали в колено.
Какая драка без музыкиКонечно, если мужики дрались «за дело», «скрипышник» не подбегал со скрипкой, чтобы обеспечить им аккомпанемент. Но если дело происходило на ярмарке (ее также называли ярманкой) и в драке парни мерялись силой, чтобы произвести впечатление на девушек, тут без смычкового инструмента не обходилось. Дрались за девушку, с чужаками, могли драться целыми деревнями, но это было скорее зрелище, чем братоубийство. Для драки был свой наигрыш на скрипке, а для ломания перед нею — свой. Парни в пляске вызывали соперника на бой, петушились, могли припевать заодно, а как раззадорятся да разомнутся — можно и приступать.
«Под драку», «суп варить»: в каких еще случаях на Псковщине брали в руки скрипкуФото: informpskov.ruДля каждой ситуации был свой подходящий наигрыш. На свадьбе под одну мелодию девушку благословляли, под вторую она с матерью голосила, под третью выходила во двор. Были наигрыши «суп варить», «под шествие», «под пляску» — почти под каждый жизненный эпизод.
Современные уличные гулянья не похожи на народные. Но и сегодня в некоторых семьях во время застолья еще можно услышать народную скрипку «под частушку» и увидеть раздольную пляску. Вообще, особая скрипичная традиция Псковщины ушла в прошлое, но специалистам из Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова удалось сделать несколько записей этих народных наигрышей в 80-х годах.
«Под драку», «суп варить»: в каких еще случаях на Псковщине брали в руки скрипкуФото: pskov.aif.ruО разнообразии народных инструментов мира мы рассказывали в нашей прошлой статье.
Комментарии (0)