Один мой знакомый летчик говаривал: «Взлететь — легко, попробуй приземлиться!» Действительно, самый сложный этап полета — это посадка. История авиации знает немало случаев аварийных посадок пассажирских лайнеров: на брюхо из-за невыпустившихся шасси, на слишком короткую посадочную полосу, на автомобильное шоссе, на реку и т.д. Но сегодня речь о самом невероятном приземлении самолета, у которого снесло крышу — в самом прямом смысле этого слова.
Солнечным днем 28 апреля 1988 года экипаж авиалайнера «Боинг-737-297» авиакомпании Aloha Airlines готовился к очередному рейсу. Предстоял обычный рутинный перелет из аэропорта Хило в Гонолулу. Время полета — всего 35 минут: взлететь и сесть, делов-то! По сути, боинг работал как автобус, курсирующий между островами Гавайев. Ежедневно он совершал по маршруту AQ 243 8-10 рейсов. Погода прекрасная, тихая, никаких штормов и прочих неприятностей не предвиделось. На предполетном досмотре не было замечено ничего необычного. Правда, самолет был далеко не нов, выпущен в 1969 году, совершил 89 680 циклов «взлет-посадка» и налетал 35 496 часов. Он являлся одним из старейших в авиакомпании, свой ресурс давно выработал, а посему использовался только на коротких внутренних рейсах.
Но этим старичком управлял очень опытный экипаж. Командир — 44-летний Роберт А. Шорнштаймер — проработал в авиакомпании Aloha Airlines 11 лет. В должности командира Роберт работал с 1 июня 1987 года. Он налетал свыше 8500 часов, более 6700 из них — на «Боинге-737». Второй пилот 36-летняя Мэделин Томпкинс проработала в этой авиакомпании девять лет, в должности второго пилота — с 30 июня 1979 года. Она налетала свыше 8000 часов, более 3500 из них — на «Боинге-737».
В салоне авиалайнера обслуживали пассажиров три стюардессы: старший бортпроводник Кларабелль Лэнсинг (58 лет, в авиакомпании с 1 августа 1951 года), а также Мишель Хонда (35 лет, в авиакомпании с 1 июля 1974 года) и Джейн Сато-Томита (43 года, в авиакомпании с 1 декабря 1969 года).
На борту самолета находился сопровождающий авиадиспетчер, занимавший откидное кресло в кабине пилотов. В салоне — 89 пассажиров.
Под открытым небом
В 13:25 по местному времени рейс AQ 243 вылетел из аэропорта Хило. Во время отрыва и подъема все проходило как обычно. Самолет взял курс на Гонолулу. Примерно в 13:48 он достиг рабочей высоты 7300 метров — и тут внезапно сорвало 35 квадратных метров обшивки над первыми шестью рядами салона первого класса и дверь кабины пилотов, Пассажиры оказались под открытым небом при скорости набегающего потока около 500 километров в час и температуре до -45 °С.
В салоне началась паника. Пассажиры задыхались. Кислородных масок они не могли надеть по той причине, что их просто не было. Экипаж немедленно начал снижение до минимальной высоты, чтобы дать возможность людям дышать.
Стюардесса Мишель Хонда не могла связаться с пилотами — кабели связи между салоном и кабиной были повреждены. Она даже не могла понять, живы ли летчики. Тем не менее женщина не потеряла присутствия духа. Она постаралась успокоить пассажиров, помогла им сгруппироваться и не допустила паники в салоне. Действовать в этой экстремальной ситуации ей пришлось в одиночку: Джейн была ранена и находилась без сознания, не отзывалась и Кларабелль.
Пилоты понимали, что с такими повреждениями самолет продолжать полет не может — чудо, что он до сих пор не развалился и не рухнул. Его нужно немедленно сажать, и чем скорее, тем лучше. Ближайшим аэропортом, способным принять самолет класса боинга, был аэропорт Кахулуи на острове Мауи. Мэделин Томпкинс, несмотря на проблемы со связью, все же сумела связаться с его диспетчерской службой.
«На честном слове и на одном крыле»
Аварийные службы на земле были приведены в повышенную готовность. Командир повел боинг на экстренную посадку. И тут он обнаружил ухудшение управляемости при скоростях ниже 315 километров в час (рекомендуемые — 290 и 250 километров в час). Пришлось принимать решение садиться на повышенной скорости.
Но это было еще не самое страшное. Лайнер представлял собой весьма жалкое зрелище. Из-за разрыва фюзеляжа нос самолета опустился на метр и фактически болтался на нескольких балках. Выпустить закрылки на достаточный угол было невозможно, это бы разорвало боинг до конца. Поэтому Шорнштаймер принял решение тормозить выпущенным шасси.
Однако лампочка индикатора фиксации переднего шасси в рабочем положении на приборной доске не загорелась, и было непонятно, то ли неисправна индикация, то ли шасси не вышло. Во втором случае была большая вероятность, что при посадке нос совсем оторвется от основной части фюзеляжа, которая тоже стала бы разваливаться, что привело бы к повреждению и возгоранию топливных баков.
Обычно в подобной ситуации пилот проходит над посадочной полосой на достаточно низкой скорости и высоте, чтобы наземные службы могли подтвердить выпуск шасси или его отсутствие. Однако в это же время отказал левый двигатель, и выбора у командира не осталось — времени на второй круг уже не было, и нужно было немедленно сажать самолет на одном правом двигателе и надеяться на то, что переднее шасси все же зафиксировалось.
К счастью, лампочка не загорелась из-за дефекта электропроводки. На самом деле шасси было благополучно выпущено и зафиксировано. В 13:58, то есть примерно через 10 минут после срыва крыши, шасси боинга коснулись взлетно-посадочной полосы №2 аэродрома острова Мауи, и он остановился с помощью тормозов и реверса работающего двигателя.
Благодаря слаженным действиям и мастерству экипажа никто из пассажиров не погиб. Правда, 65 из них получили ранения различной степени тяжести, но при столь ужасной катастрофе все могло быть гораздо хуже. Единственной жертвой этой аварии стала старший бортпроводник Кларабелль Лэнсинг, которая в момент срыва обшивки находилась посередине самолета, и ее выбросило за борт потоком воздуха.
Самолет устал
Расследованием причин аварии рейса AQ 243 занялся Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB). 14 апреля 1989 года он опубликовал отчет, согласно которому причинами аварии были признаны: коррозия металла; плохая эпоксидная связка частей фюзеляжа; усталость заклепок; повреждения металла фюзеляжа.
Один из участников расследования выдвинул теорию Liquid Hammer (в дословном переводе с английского «жидкий молоток», что соответствует русскоязычному техническому термину «гидравлический удар»). По его мнению, сначала открылся люк наверху, поток воздуха подхватил стоявшую под ним стюардессу, и ее тело заткнуло люк. И только уже после этого из-за скачка давления сорвалась крыша фюзеляжа. Но сам этот термин в данном случае принципиально неверен, потому что «гидроудар» случается исключительно в системах, заполненных жидкостью. А то, что произошло в салоне боинга, следовало бы назвать пневмоударом. А пневмоудар (то есть ударный скачок давления воздуха), который мог произойти из-за мгновенного закупоривания открывшегося на высоте свыше семи километров люка (или разрушившегося иллюминатора) телом стюардессы, действительно мог привести к разрушению большой части фюзеляжа, тем более корпуса, прочность которого была ослаблена старением или дефектами материала.
«На волосок от смерти»
Это невероятное приземление вызвало большой резонанс в американских СМИ. В 1990 году в США был снят художественный телефильм, основанный на этом происшествии, — «Жесткая посадка». Заметим, что авторы старались точно придерживаться фактов, не давая большой воли порывам своей художественной фантазии. В фильме были изменены только ливрея самолета (бело-голубая вместо бело-оранжевой) и название авиакомпании (Paradise Airlines).
Также происшествие с рейсом AQ 243 Aloha Airlines показано в третьем сезоне канадского документального телесериала «Расследования авиакатастроф» в серии «На волосок от смерти».
Этот случай был описан в американском телесериале «1000 способов умереть». Хотя он больше бы подошел для передачи «Единственный способ выжить», если бы она существовала.Источник: «Тайны XX века»
published on
Комментарии (0)