Первая мировая война стала эпохой расцвета гигантского орудия. Каждая страна-участник вооруженного конфликта стремилась создать свою сверхтяжелую пушку, которая бы превосходила по всем параметрам орудие врага. Вес таких гигантов мог доходить до 100 тонн, а масса одного снаряда превышать 1000 килограмм.
Предыстория
Сверхтяжелая артиллерия уходит корнями в античную эпоху. Так, в Древней Греции и Риме для разрушения стен фортов и крепостей применялись катапульты. Еще в XIV веке англичанами и французами стали использоваться пороховые пушки, которые стреляли огромными каменными или металлическими ядрами. Например, русская «Царь-пушка» 1586 года имела калибр 890 мм, а шотландская осадная пушка Mons Meg 1449 года выстреливала ядра диаметром в полметра.
«Царь-пушка»| Фото: Культура.рф.
В XIX века артиллерия начала стремительно развиваться и применяться во всех войнах. Стали образовываться специальные артиллерийские подразделения. Во времена Крымской войны (1853 — 1856 года) использовались гаубицы калибром до 8 дюймов. В 1859 году во время Сардинской войны французы впервые применили нарезные орудия (пушка Армстронга), которые по многим параметрам превосходили гладкоствольные.
Пушка системы Армстронга| Фото: Wikipedia.
Первую мировую войну по праву можно назвать артиллерийской. Если в русско-японской войне (1904 — 1905 года) от артиллерии в общей сложности погибло не больше 15% солдат, то в Первую мировую этот показатель составил целых 75%. К началу войны отмечался резкий дефицит тяжелого дальнобойного орудия. Так, Австро-Венгрия и Германия имели на вооружении небольшое количество 100-мм и 105-мм гаубиц, 114-мм и 122-мм пушки были у России и Англии. Но этого калибра было катастрофически недостаточно, чтобы эффективно поразить осаду врага. Именно поэтому все странны постепенно стали разрабатывать артиллерийское орудие огромного калибра.
1. Тяжелая 420-мм гаубица «Шкода», Австро-Венгрия
Тягач, буксирующий лафетную и ствольную повозки с 305-мм гаубицей Skoda.| Фото: Википедия.
К началу Первой мировой войны австро-венгерский завод «Шкода» был крупнейшим производителем сверхтяжелых пушек. В 1911 году на нем была создана 305-мм гаубица, отвечающая всем последним европейским стандартам. Масса орудия была порядка 21 тонны, а длина ствола превышала 3 метра. Снаряд весом 282 килограмма мог поразить цель на расстоянии 9600 метров. Отличительной особенностью пушки была ее мобильность. В случае необходимости конструкцию орудия можно было разобрать на три составные части и перевезти на большое расстояние с помощью трактора.
Тяжелая 420-мм гаубица «Шкода»| Фото: История государства Габсбургов.
В конце 1916 года концерном «Шкода» был создан настоящий гигант — 420-мм гаубица, общий вес которой превышал 100 тонн. Огромный сн.аряд весом 1100 килограмм летел на 12700 метров. Против такого орудия не могла устоять ни одна крепость. Тем не менее австро-венгерский гигант имел два существенных недостатка. В отличие от меньшего экземпляра гаубица не была мобильной и за час могла выстрелить только восемь снарядов.
2. «Большая Берта», Германия
«Большая Берта»| Фото: Dnpmag.
Самой известной пушкой Первой мировой войны по праву считается легендарная немецкая «Большая Берта». Эту 43-тонную гигантскую мортиру назвали в честь тогдашней владелицы концерна «Крупп», который занимался производством сверхтяжелой артиллерии для Германии. Всего за период войны было сделано девять экземпляров «Большой Берты». 420-мм мортира могла перевозиться по железной дороге или в разобранном виде с помощью пяти тракторов.
«Большая Берта»| Фото: ЯПлакалъ.
Снаряд весом 800 килограмм поражал цель на внушительной дистанции в 14 километров. Пушка могла стрелять как бронебойными, так и фугасными снарядами, который при взрыве создавал воронку диаметром в 11 метров. «Большие Берты» участвовали в штурме Льежа в 1914 году, в осаде русской крепости Осовец и в битве за Верден в 1916 году. Один только вид гигантских гаубиц внушал страх и подрывал боевой дух у вражеских солдат.
3. 380-мм гаубица BL, Великобритания
Британцы ответили Тройственному союзу созданием целой серии сверхтяжелых орудий. Самым большим из них стала 380-мм осадная гаубица BL. Орудие было создано на базе уже имеющихся 234-мм пушек МК. Впервые гаубицы BL использовались морской пехотой Британского Адмиралтейства. По информации Chert-poberi.ru, орудие весило 91 тонну (и это без учета 20 тонн балласта). Несмотря на то, что подобные пушки обладали ошеломляющей убойной силой, они также имели целый ряд недостатков, из-за которых англичане в дальнейшем отказались от их разработки.
380-мм гаубица BL| Фото: zonwar.ru.
Перевозка орудия могла длиться несколько месяцев, а на обслуживание гаубицы необходимо было двенадцать солдат. Более того, 630 килограммовые снаряды летели с низкой точностью и на небольшое расстояние. Это привело к тому, что в начале войны было создано всего 12 экземпляров BL. Позже морская пехота передала 380-мм гаубицы береговой артиллерии, но и там им не сумели найти должное применение.
4. 370-мм мортира «Филло», Франция
Французы, также осознав необходимость в тяжелой артиллерии, создали собственную 370-мм мортиру, сделав акцент на мобильности. Пушка транспортировалась по специально оборудованной железной дороге к местам сражений. Внешне орудие не было громоздким, его вес был порядка 29 тонн. Тактико-технические характеристики у «Филло» были намного скромнее, чем у немецких и австрийских орудий.
370-мм мортира «Филло»| Фото: Большая военная энциклопедия.
Дальность выстрела тяжелым снарядом (416 килограмм) была всего лишь 8100 метров, а фугасным (414 килограмм) — 11 километров. Несмотря на свою мобильность, установка снаряда на поле боя было крайне трудоемкой задачей. По-сути труд артиллеристов ввиду низкой эффективности мортиры был неоправдан, но в то время «Филло» была единственной сверхтяжелой пушкой во Франции.
5. 305-мм гаубица, Российская империя
305-мм гаубица образца 1915 года| Фото: Военное обозрение.
У России во времена Первой мировой войне дела со сверхтяжелой артиллерией обстояли несколько туго. Империи приходилось закупать гаубицы у Англии, так как до 1915 года в стране производились пушки с максимальным калибром в 114-мм. В июле 1915 года прошли испытания перовой в России сверхтяжелой 305-мм гаубицы. Всего в период войны Обуховским заводом было сконструировано около 30 экземпляров пушки образца 1915 года. Масса орудия составила 64 тонны, а вес снаряда — 377 килограмм при максимальной дальности полета в 13,5 километра. Была предусмотрена перевозка гаубицы по железной дороге.
published on
Комментарии (0)