Давно известно, что Китай умеет продавать: не зря большинство товаров в наших домах имеет пометку Made in China. Однако продавать они научились не только вещи, но и пространства и даже целые населенные пункты. И это весьма полезный опыт, который могли бы перенять другие страны: в Китае уже несколько лет существует такое понятие, как ванхун-город. Давайте разбираться вместе, что же это за новейший феномен нашего времени.
Как изменился туризм КитаяСогласитесь, сегодня невозможно представить мир без соцсетей и интернета. Из интернета мы узнаем о достопримечательностях, классных местах и даже о местной культуре. Однако китайцам удалось все эти знания подчинить какой-то системе и направить в нужное русло, чтобы… заработать.
Для начала давайте узнаем, как строится внутренний туризм Китая. Традиционно китайцы ездят в отдаленные регионы страны, например, в Тибет: обычно это достаточно длительные поездки. Короткие путешествия же предполагают посещение столицы или какого-нибудь приморского мегаполиса: например, Шанхая или Гуанчжоу. Сейчас набирают популярность и путешествия в крупные провинциальные центры, и этому стоит поучиться у китайцев.
Ванхун-города или новая реальность: как китайцам удается развивать провинциюЧунцин ― новая интернет-звезда Китая. Фото: galileiinstitute.itЧем для нас притягательна Европа, в которой мы мечтаем посетить не только столицы, но и небольшие городки? Секрет прост: вымощенные брусчаткой улицы, черепичные крыши, домики в несколько этажей, кухня, рецепты которой передаются веками, ― это все невероятно атмосферно, колоритно и прекрасно тем, что на протяжении столетий весь этот колорит удалось сохранить. Так что многие путешествуют по Европе для того, чтобы прочувствовать этот колорит, а теперь еще и поставить хэштег под очередным фото в Instagram.
Города из соцсетейИменно на этом и основывается понятие ванхун-город. Дословно с китайского слово «ванхун» переводится как «популярный в медиасреде». Раньше понятие «селебрити» относилось непосредственно к звездам и поп-идолам, сегодня это понятие сместилось: теперь это не только знаменитости, но и известные достопримечательности, локации и даже рестораны. Именно на это и делают ставку городские власти: они развивают города, создавая медиапространство.
Ванхун-города или новая реальность: как китайцам удается развивать провинциюФото: scmp.comА как развить в таком ключе город? Создать больше фотогеничных локаций, которые наберут популярность в соцсетях: к ним могут относиться бары, кафе, достопримечательности, парки, спортзалы, кинотеатры. Именно так сейчас и развиваются центральные города Китая, поэтому в 2021 году турпоток в Чунцин, Сиань и Чэнду, например, практически сравнялся с Гаунчжоу и Шанхаем.
Ванхун-города или новая реальность: как китайцам удается развивать провинциюЕда ― важный фактор для ванхун-города. Фото: pixabay.comДавайте разбираться, как китайцам удается создать славу ванхун-городу. На самом деле тут все очень просто: нужно выбрать локации, которые будут популярны в соцсетях. Более того, маркетологи даже создали свою систему продвижения ванхун-городов, которая называется BEST. Это аббревиатура, где каждая буква имеет значение. Так, «B» означает это «background music» или знаковая музыка, которая будет ассоциироваться с городом у пользователя, E или «eating» ― традиционная кухня, S ― городские достопримечательности или «scenery», а T ― городские технологии («technologies»).
Не только для соцсетей, но и для жизниВ общем, все гениальное кажется невероятно простым: запусти в соцсети ролик со знаковой песней из ресторанчиков с аутентичной кухней и о самых знаковых достопримечательностях ― и поток туристов обеспечен. Конечно, на деле все сложнее. Например, иногда фильтры в соцсетях слишком идеализируют то или иное место, так что часто китайские туристы оказывались разочарованными своей поездкой. Была и другая проблема ― локации не всегда справлялись с потоком гостей. Однако эти проблемы привели к весьма неплохим решениям: превратить город не просто в медиаселебрити, но и приспособить его к жизни.
Ванхун-города или новая реальность: как китайцам удается развивать провинциюЧэнду осенью. Фото: maxpixel.netТак что в ванхун-городах развивается не только внешне привлекательные локации, но и промышленность, которая обеспечивает экономический рост, здесь открываются филиалы крупных китайских компаний, обеспечивая жителей рабочими местами. Развивается здесь и логистика: как городской транспорт, так и авиа- и железнодорожное сообщение. Здесь даже запустили программы для привлечения молодых специалистов, выделяют субсидии на жилье и снижают налоги. Ну, а лозунг этих городов весьма прост: они дружелюбны к молодежи.
Ванхун-города или новая реальность: как китайцам удается развивать провинциюСиань ― еще один ванхун-город Китая. Фото: maxpixel.netВ китайской сети у ванхун-городов есть даже свой рейтинг, который измеряется индексом впечатлений туристов: путешественники оставляют мнение по поводу транспортной доступности, городских локаций и достопримечательностей и в целом городском комфорте. И результат всего этого весьма примечателен: численность провинциальных городов растет, и в последние годы в процентном соотношении постепенно догоняет столичные мегаполисы: например, Чэнду в рейтинге трудоустройства выпускниковза 2021 год теперь один из самых притягательных городов Китая, он попал в пятерку лидеров и даже обогнал китайскую столицу Пекин.
Медиакультура как двигатель туризмаМедиакультура давно играет большую роль в туристической отрасли: например, в Англии посещают места, связанные с Гарри Поттером, а Хорватия стала дико популярна благодаря «Игре престолов». Мы можем долго говорить о проклятье нашего времени или, может, наоборот, видеть в этом благословение: зачастую современным путешественникам важно не физическое присутствие, а медиафиксация и геотег на страничке в соцсетях. Именно поэтому безумно популярны путешествия с фотографиями из фильмов: мы неоднократно
И пока кто-то рассуждает о смещении акцентов и ценностей, китайские маркетологи увидели в этом шанс и развивают свои города в новых реалиях. Конечно, не обходится и без критики: например, городские объекты создаются намеренно с точки зрения медиапривлекательности, но при этом иногда теряется их функционал. И зачастую в ванхун-городах есть локации, удобные именно для блогера, который общается со своей аудиторией, а не для человека, который решил встретиться в этой локации с друзьями. Например, в городе Тяньцзинь есть библиотека, снимки которой давно облетели мировую паутину, и мы тоже о ней
И книги на верхних полках ― это всего лишь обманка, просто корешки книг, созданные для визуального эффекта. Все потому, что эти книги фактически невозможно достать читателю. Да и в современном мире остается открытым вопрос, для чего создана эта библиотека: для людей, которые приходят сюда ради чтения, или это очередное место для фотосъемки?
Пространство ванхун-городовА знаете, от каких локаций создается эффект разорвавшейся бомбы в китайских соцсетях? Там, где есть контраст: например, современные небоскребы и старинные постройки, едва стоящие на ногах, или мегаполис и каким-то чудом сохранившийся уголок природы посреди него. Так, несколько лет назад в городе Чанша открыли ресторанный комплекс Super Wenheyou, который был вообще лишен всяческого ресторанного лоска и блеска. Их сеть похожа на старый китайский квартал с обшарпанными стенами и вывесками, пластиковой мебелью, этакий Китай сорокалетней давности.
Ванхун-города или новая реальность: как китайцам удается развивать провинциюТот самый квартал. Фото: china.org.cnПодобные места невероятно популярны, потому что у современных тридцати-сорокалетних китайцев они вызывают ностальгические эмоции. Еще одна мода ― это локации, словно вышедшие из мультфильмов или комиксов, будь то аниме или Дисней. Психологи утверждают, что это все показательно для современного общества и его проблем. Работающие китайцы (да и не только) устали от темпа жизни и социального давления, в котором они вынуждены жить, и им хочется сбежать в то время, когда этого не было, или вообще укрыться за какими-нибудь инфантильными фантазиями.
Посмотрите на кафе в Москве и Санкт-Петербурге, которое выглядит как комикс.
Комментарии (0)