21 июня 1962 года в Ленинграде родился лидер группы «Кино» Виктор Цой. Жизнь и творчество музыканта — в этом посте.
Виктор Цой родился в роддоме Московского района Ленинграда в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Гусевой (8 января 1937 — 28 ноября 2009) и инженера корейского происхождения Роберта Максимовича Цоя (род. 5 мая 1938). Единственный ребёнок в семье.
С 1974 по 1977 год посещал среднюю художественную школу, где возникла группа «Палата № 6» во главе с Максимом Пашковым. После исключения за неуспеваемость из художественного училища имени В. Серова поступил в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву.
В молодости был поклонником Михаила Боярского и Владимира Высоцкого, позднее Брюса Ли, имиджу которого начал подражать.
Певец, поэт, актер и художник Виктор Цой родился 21 июня в семье преподавателя физкультуры и инженера.
В отличие от лидеров ленинградской рок-обоймы, Цой начинал свой рок-н-ролл в конце 70-х в одном кругу с местными панками и учился в обыкновенном художественном ПТУ на резчика по дереву.
Помимо будущей специальности, ПТУ автоматически давало освобождение от службы в армии и массу свободного времени, необходимого для написания песен и создания группы.
В начале 80-х «Кино» исполняли симпатичные дворовые песни
В начале 80-х «Кино» представляло из себя симпатичный акустический дуэт музыкантов Виктора Цоя и Алексея Рыбина, исполнявший биг-бит и буги с текстами, напоминавшими дворовые песни — искренними, немного прямолинейными и энергичными одновременно.
Борис Гребенщиков, услышав песни дуэта, проникся симпатией к молодой группе и загорелся желанием помочь «Кино» записать первый альбом. Потенциал цоевских песен был виден невооруженным взглядом, и БГ решил рискнуть.
При помощи Гребенщикова и музыкантов «Аквариума» Цой и Рыбин записывают свою первую программу «45»
Полноценный состав группы сформировался во время записи второго альбома — «Начальника Камчатки». Изображенный на обложке альбома будущий барабанщик «Кино» Георгий «Густав» Гурьянов присоединился к группе лишь в конце рабочего процесса и на записи фактически отсутствовал.
Он появился в роли перкуссиониста на финальной «Прогулке романтика».
Первые альбомы Цой писал вместе с музыкантами «Аквариума»
В процессе записи альбома «Начальник Камчатки» Цой приглашал музыкантов «Аквариума», где-то на клавишах подыгрывал Сергей Курёхин, Игорь Бутман наиграл на некоторых композициях запоминающиеся саксофонные соло. Из-за пестрого состава сессионщиков процесс записи выглядел совершено непредсказуемым и малоуправляемым.
В свободное время музыканты носились по студии, демонстрируя друг другу приемы карате, увиденные ими в фильмах с участием Брюса Ли.
На фото на переднем плане слева направо: музыкант Сергей Курёхин, лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков и лидер группы «Кино» Виктор Цой.
«Витька был упорным и трудолюбивым человеком…»
«Витька был упорным и трудолюбивым человеком, — писал Алексей Рыбин. – Кое-какие песни у него рождались очень быстро, но над большей частью того, что было написано им в период с 1980 по 1983 год, он сидел подолгу, меняя местами слова, проговаривая вслух строчки, отбрасывая лишнее и добавляя новые куплеты, чтобы до конца выразить то, что он хотел сказать.
На уроках в своем ПТУ он писал массу совершенно дурацких и никчемных стишков, рифмовал что попало, и это было неплохим упражнением, подготовкой к более серьезной работе»
Второй альбом группы, «46», был записан уже без участия Алексея Рыбина, который покинул группу
Выход из подполья у «Кино» произошел приблизительно в 86 году.
На фото (слева направо): Георгий «Густав» Гурьянов, Юрий Каспарян, Виктор Цой, Александр Титов
Очень часто «Кино» выступали на андеграундных концертах в Москве, которые по традиции завершались отключением тока — независимо от того, стоял ли на дворе 84 или 88 год. Но фаны всегда подпевали слова песен и концерт продолжался в стиле ирреальной акустики.
Условный выход из подполья у «Кино» произошел приблизительно в 86 году. Цой вместе с группой снялся в фильмах «Конец каникул», «АССА» и документального «Рока». В это время в США вышла знаменитая двойная пластинка «Red Wave», на которой было записано несколько песен «Кино». Затем в СССР с огромными трудностями появился альбом «Ночь», разошедшийся в итоге двухмиллионным тиражом.
Вышедшая в 1988 году «Группа крови» была названа лучшим альбомом года.
Это уже совсем другие песни – менее романтичные, более взрослые и социальные: «Между землей и небом война», «Дальше действовать будем мы», «Мама, мы все тяжело больны».
Вскоре «Кино» оказалось первой советской инди-командой, реально поднятой на щит Большого шоу-бизнеса. Тинейджерам был нужен новый идол, новый герой. И они его получили.
«Кино» с треском провалили свой тур по Европе
Примерно в это же время в жизни группы произошло еще два события. Во-первых, «Кино» с треском провалили свой тур по Европе. Несмотря на то, что, к примеру, во Франции выходили их диски и показывался фильм «Rock around Kremlin», группу положительно восприняли лишь русские эмигранты.
«Кино» приехали в Европу русскими суперзвездами, забывая о том, что здесь другие правила игры. В этой ситуации, когда стало очевидно, что «Кино» исключительно национальное явление с четко выраженной текстовой ориентацией, Цой старался оставаться честным по отношению к самому себе.
С Марьяной Виктор познакомился в марте 1982 года
С Марьяной Виктор познакомился в марте 1982 года, на ее дне рождения. По ее воспоминаниям, 19-летний Витя возмутил именинницу нехарактерной для его возраста уверенностью в себе.
Марьяна в то время работала костюмером в Ленинградском государственном цирке, именно, она обеспечила группе «Кино» уникальный концертный гардероб, состоявший из списанных цирковых костюмов. Они поженились через три года после знакомства.
5 августа 1985 года у них родился сын Саша (на фото). Марьяна Цой умерла от рака в 2005 году.
Есть мнение, что Юрий Айзеншпис раскрутил группу «Кино». Но проработал с ними он всего четыре месяца…
Есть мнение, что Юрий Айзеншпис раскрутил группу «Кино». Но проработал с ними он всего четыре месяца, взяв готовый «продукт». Айзеншпис – настоящая «акула шоу-бизнеса», отсидевший в свое время около 15 лет за организацию подпольных рокконцертов.
И теперь он наверстывал упущенное с помощью «Кино» группа давала безумное количество шоу, медленно, но верно превращаясь в машину для зарабатывания денег. Цой даже написал песню «Муравейник» про тот период, очевидно пародирующую другую суперпопулярную в то время группу, прославившуюся, помимо прочего, тотальным чёсом по стране аж шестью составами — «Ласковый май».
Цой работал кочегаром в котельную на улице Блохина, в народе получившую название «Камчатка».
Цой поработал реставратором, резчиком по дереву, спасателем на пляже, он стал работать кочегаром в котельной, находившейся на огромном пустыре, заваленном деревянными ящиками. В центре пустыря стоял сарай, в котором жил сторож, карауливший ящики, Цой топил котел, чтобы не замерз сторож – теми же самыми ящиками, которые сторож охранял.
Получался эдакий советский вариант «перпетуум мобиле». В 1986 году Виктор Цой и устроился на работу кочегаром в котельную на улице Блохина, в народе получившую название «Камчатка». Помимо него, там кочегарили поэт Александр Башлачев и основатель группы «Алиса» Святослав Задерий. В «Камчатке» проходили концерты, в 1987 году она стала съемочной площадкой фильма «Рок», там даже играли свадьбу. Сейчас в «Камчатке» (на фото) клуб-музей Виктора Цоя.
Все участники группы «Кино», кроме гитариста Юрия Каспаряна, занимались живописью
Большое влияние на Виктора оказали его друзья – «Новые художники». Все участники группы «Кино», кроме гитариста Юрия Каспаряна, занимались живописью — они оформляли афиши и альбомы.
Группа «Кино» как художники входила в группу «Новые художники». Учреждение клуба явилось одной из первых в годы «перестройки» попыток институализировать неофициальную культуру и начать переговоры с представителями власти о предоставлении клубного помещения и о легальной публичной деятельности.
«Новые художники» активно сотрудничали с рок-клубом – оформляли концерты и пластинки группы «Кино», проводили выставки.
В последние годы Цой очень замкнулся в себе и практически не выходил из дома
Случались редкие вылазки в ресторан поужинать. Он не хотел гулять по улицам, собирать вокруг себя толпы людей, становится объектом наблюдения. Все это не приносило ему удовольствия.
Та известность, которую он получил, была, по его словам, лишь доказательством того, что он в этой жизни чего-то стоит.
Съемки фильма «Асса» проходили в Ялте
Именно там Цой встретил девушку, которой было суждено стать его второй и последней спутницей. Она работала ассистентом у помощника режиссера Виктора Трахтенберга. Звали ее Наталья Разлогова.
«Удивительно то, что мы с этой дамой абсолютно разные, — вспоминала Марьяна Цой. – Я даже представить не могла, что Вите может понравиться такая девушка. Насколько я не владею собой, настолько она собой владела. Я – это бочка с порохом. Она абсолютная скала…».
Во время съемок фильма «Игла» Виктор Цой написал свою легендарную «Звезду по имени Солнце»
Ее премьера состоялась в Политехе города Алма-Аты во время сольного концерта. По рассказам режиссера фильма Рашида Нугманова, песня была написана на его гитаре и в его квартире в Казахстане.
Альбом «Звезда по имени Солнце» — стал последним альбомом, изданным при жизни Цоя.
ДТП
15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погиб в автокатастрофе. ДТП произошло на 35 километре трассы «Слока — Талси» под Тукумсом в Латвии, в нескольких десятках километров от Риги.
Согласно наиболее правдоподобной официальной версии, Цой заснул за рулём, после чего его «Москвич-2141» тёмно-синего цвета вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом «Икарус».
«Чёрный альбом» (официальное название «Кино») — девятый и последний музыкальный альбом, записанный рок-группой «Кино» в 1990 году, вышедший уже после смерти Виктора.
published on
Комментарии (0)