Недавно посмотрела фильм «Победительница» (The Prize Winner of Defiance, Ohio) с Джулианной Мур, основанный на реальных событиях 1950-х годов в США. Главная героиня — мать десятерых детей, которая выигрывает внушительные призы на конкурсах, придумывая рекламные слоганы для товаров. Ее муж, неудачник и пьяница, пропивает последние гроши, и только благодаря призовым деньгам им удается сохранить дом.
Мать семейства — эрудированная женщина, с широким кругозором и богатым словарным запасом, который включает даже слово antidisestablishmentarism.
Поэтому на фоне убогого дома с копошащимися под ногами детьми она выглядит, как бельмо на глазу.
filmix.me / кадр из фильма носит иллюстративный характер
В фильме есть момент, когда дочь-подросток (та самая дочь, которая в зрелом возрасте написала книгу, по которой и сняли фильм) говорит матери: «Ты застряла в этом доме на 20 лет, а могла бы работать в газете, писать статьи, и у тебя была бы интересная жизнь…».
На что мать ей отвечает: «У меня уже интересная жизнь. Я веду интересную беседу со своей взрослой энергичной дочерью и собираюсь насладиться этим моментом в полной мере».
Автор этой истории явно преклонялась перед матерью, поэтому материнский образ получился чересчур безупречный, а отец, скорее всего, в жизни не был таким уж полным придурком, каким мы его видим в фильме.
Но упор сделан на то, что женщина под тяжестью бытовых проблем — это не пассивная жертва мужского мира, а зрелый человек, который сам выбрал свою жизнь и знает, как получить от нее удовольствие, невзирая на обстоятельства.
Не могу не провести параллель со старым советским фильмом «Однажды двадцать лет спустя» (с Натальей Гундаревой в главной роли). Там тоже есть мать десятерых детей, которая приходит на встречу выпускников и дает фору своим именитым успешным одноклассникам. Советский фильм далек от реальности, но в нем есть сходный момент: самостоятельность женского выбора. Женщина сама выбрала быть многодетной матерью не из чувства долга перед страной, не потому что ничего другого ей не было дано, а потому что захотела.
vokrug.tv / кадр из фильма носит иллюстративный характер
На самом деле: безопасный выбор иметь детей или не иметь, а если иметь, то сколько, появился относительно недавно. Раньше люди мало знали о работе организма, не было доступных и надежных методов контрацепции, не было квалифицированной медицинской помощи при аборте или родовспоможении. Теперь при нежелательной беременности не нужно колоть себя вязальной спицей, рискуя умереть от сепсиса, а если не получается забеременеть, то это уже не окончательный приговор, потому что есть различные методы лечения, начиная с гормональной терапии и заканчивая лапароскопией маточных труб и ЭКО.
Женщины стали более взвешенно и скрупулезно относиться к деторождению, вплоть до полного отказа от такой возможности. Мы становимся все более мнительными, все чаще спрашиваем себя, а сможем ли мы себе это позволить? А хватит ли нам сил? А не станет ли ребенок обузой? А если развод? А если располнею? Смогу ли потом восстановиться и продолжить карьеру?
Я за прогресс, либеральные ценности и осознанный выбор. Но меня смущает, что в сложившихся условиях женщина начинает относиться к рождению ребенка как к подвигу, рядом с которым летчик-камикадзе Гастелло даже не стоял. В обществе возникает культ материнства: мать-жертвенница и мать-мученица, которая выполнила свой долг, принеся в жертву всё. У меня вопрос: что всё?
Товарищи женщины, ей богу же, ну ведь не все мы Майи Плисецкие (в свое время балерина отказалась от рождения детей ради искусства. — Прим. редакции)! Даже вряд ли одна на тысячу сможет стать Майей Плисецкой!
static.wixstatic.com
Но когда слушаешь, как какая-нибудь женщина говорит об упущенных возможностях, создается ощущение, что ей пришлось отказаться от карьеры примы-балерины, никак не меньше. Хочется сказать: «Окстись, ты простой бухгалтер, таких как ты, — пять рублей пучок. Чем ты таким пожертвовала, родив одного ребенка, что мир должен тебе поклониться?».
Культ материнства в нашем обществе — это очень интересное явление, которое породило определенный тип женщин. Тех, которые яростно осуждают чайлдфри, много говорят о святом предназначении женщины как матери, изматывают себя, доказывая обществу, что они самые жертвенные и бескорыстные мамы и что у них самые развитые и талантливые дети.
Это самый настоящий материнский экстремизм! Цель такого поведения — получить статусную, эмоциональную или материальную выгоду, манипулируя своим положением матери в корыстных целях.
Как определить мать-экстремистку в толпе?
interesnoznat.com / фотопроект Анны Радченко
Это человек, который постоянно отказывает остальным женщинам в праве выбора, хотя ее мнение никому не интересно. Она будет бравировать своим материнским статусом, агрессивно высказываться о бездетных женщинах, как о неполноценных инвалидах, и лезть в их дела.
Для нее характерны следующие высказывания: «Ты еще не вышла замуж?», «Когда вы планируете ребеночка? Вы с этим не затягивайте!», «Без детей — это не семья!», «Вот родишь своих детей, тогда мы с тобой поговорим» и т.д. и т.п.
На работе, когда речь зайдет о сверхурочных часах, заменах или субботнике, они скажут: «Что вы! У меня ребенок болеет! Пусть Катя эту работу сделает, у нее детей нет».
В семье они заклюют мужа детскими проблемами, даже в том случае, если проблем нет, и в любом споре их главный аргумент: «Ты не рожал, ты не знаешь, что я чувствую…».
Такая женщина считает себя экспертом и авторитетным консультантом в педиатрии, постоянно комментируя внешний вид, здоровье и умственные способности чужих детей, даже если ее не спрашивают.
Недавно в детской поликлинике наблюдала такую сцену. По коридору прогуливается папа с маленьким мальчиком, придерживая малыша за обе ручки перед собой. Навстречу быстрыми мелкими шажками семенит симпатичная, но очень кривоногая девочка, за которой едва поспевает молодая мама.
Поравнявшись с мужчиной, мама девочки спрашивает: «Сколько вашему мальчику?». Мужчина говорит: «Годик». Мама девочки удивляется: «Он у вас очень плохо ходит. Вот нам тоже годик, но моя девочка пошла в 8 месяцев! Вам обязательно нужно на массаж или к ортопеду обратиться!».
Мужчина промолчал, развернулся, и они пошли с малышом в обратную сторону. Я тогда про себя подумала: «Какая сила воли! Я бы не сдержалась и ответила что-нибудь вроде «рано пошла, зато ноги колесом!».
Кто вообще тебя спрашивает? Даже доктор Комаровский не рискнул бы ставить диагноз и давать советы незнакомому ребенку без выяснения клинической картины. По-экстремистски настроенные мамаши считают, что они имеют право советовать, когда их не просят, комментировать состояние чужих детей, когда их не спрашивают, и рассказывать о своих отпрысках, когда никому не интересно.
fireinspire.com.ua
Они постоянно придают материнству дух соревновательности. В женской компании они со знанием дела могут поддержать разговор только о своих детях — когда речь заходит о чужих, такие мамы начинают зевать.
Они часами могут рассказывать о том, что их ребенок изучает китайский, поет в школьном хоре, играет на саксофоне, ходит в изостудию и в кружок авиамоделирования, и все это, судя по всему, не по своей воле, потому что на вопрос «что ему больше нравится?» мама не сможет толково ответить.
Может, давай я тогда лучше с твоим ребенком буду разговаривать? Потому что, судя по твоим рассказам, он более интересный собеседник, чем ты…
Если такую женщину спросить, почему она сама не пойдет учить китайский, то она скажет «мне уже поздно…» и «нет времени, я занимаюсь ребенком!».
Эта тенденция неадекватного отношения к роли матери охватила такое количество народу, что психологам и педагогам стоило бы уже поставить матерей на место и направить их энергию в правильное русло.
Но нет. Наоборот, они всячески способствуют распространению материнского экстремизма.
Ведь для эпохи потребления психологические проблемы матери и ее отношения с детьми — это золотая жила. Поэтому вместо того, чтобы приструнить разросшееся материнское эго, специалисты начинают эксплуатировать чужие комплексы, чтобы продать побольше сопутствующих товаров и услуг.
Редкая реклама обходится без манипулирования комплексом хорошей матери: хорошие мамы покупают только эти подгузники, этот йогурт, это детское питание, этот отбеливатель… А плохие мамы что покупают?
dailycupofblablabla.com
Образовательной системе тоже выгодно, что есть экстремальные платежеспособные мамы, готовые экспериментировать на своих детях. Недавно просматривала сайты частных детских развивающих центров. На многих сайтах в рекламе занятий для малышей ясельного возраста указано, что занятия проводятся по методике Монтессори. И нет никаких пояснений к слову «Монтессори»!
Допустим, я знаю, Монтессори — это женщина-педагог, которая сформулировала принципы системы воспитания, в основе которой лежит спонтанная активность ребенка и отсутствие определенных требований со стороны взрослого.
Лично у меня возникает много вопросов по поводу уместности данной методики в наших условиях. Но я понимаю, почему никто ничего не хочет объяснять. Потому что если объяснить, то и у других людей возникнут вопросы. Это чистый маркетинг. Расчет на то, что экстремистки клюнут на красивое слово.
Когда ребенок появляется в семье с единственной целью компенсировать мамин комплекс неполноценности, это тупик. Потому что в этом случае единственная цель мамы — развлекать своего ребенка, чтобы удержать его при себе. До каких пор? Первые 50 лет самые трудные?
И опять маркетинг тут как тут. Меня раздражает словосочетание «игровая форма», которое повсеместно используется в рекламе обучающих занятий и курсов. В детском саду это еще уместно, но мы играем с детьми до достижения ими половозрелого возраста, а потом, когда они приходят в вуз, они ожидают, что их в игровой форме научат высшей математике, и жалуются, что преподаватель не смог их увлечь своим предметом.
Дальше они приходят на работу, и им там скучно. Кто придумал, что высшее образование — это развлечение, а работа — веселье? Маркетологи?
У моей подруги есть маленький племянник, который и пяти минут не может провести за одним и тем же занятием. На платных развивающих занятиях для малышей педагог вам объяснит, что быстрая смена деятельности — это часть любой развивающей программы, поскольку маленькие дети еще не умеют удерживать внимание. Хорошо, но давайте будем их учить этому вместо того, чтобы под них подстраиваться. Но тогда нужно прилагать усилия, а дети будут артачиться, и платежеспособные мамы откажутся платить.
А без усилий мы имеем первоклассников, которые массово не способны высидеть 40 минут на уроке, потом студентов, которые не могут сосредоточенно работать в течение полутора часов на семинаре, и, наконец, молодых специалистов, которые имеют нервный срыв после напряженного восьмичасового рабочего дня.
Даже государство, которое кровно заинтересовано в том, чтобы каждая женщина рожала по двойне в год до самого климакса, не давит на нас так, как культ материнства, который мы сами же создаем.
Интересно, что многодетные мамы, которые вполне могли бы выпятить грудь для медали, не страдают материнским экстремизмом. Я встречалась с многодетными женщинами, которые работают замещающими мамами в детских домах семейного типа, когда в семье воспитываются, например, пятеро своих детей и еще пятеро приемных, причем приемные дети часто имеют психические и физические особенности развития. Все приемные многодетные мамы, которых я видела, — очень приятные женщины с гипертрофированным чувством эмпатии и милосердия.
Они не станут учить вас воспитывать ваших детей и не станут все время говорить о своих детях, потому что, вырвавшись из дома, они рады возможности поговорить о чем-нибудь другом. Но вы сами не сдержите любопытства и начнете спрашивать об их рутине.
Быть мамой — замечательно, работать мамой — почетно, не быть мамой — тоже прекрасно, потому что можно быть кем-то другим. В конце концов, все женщины — и просто мамы, и многодетные мамы, и будущие мамы, и приемные мамы, и суррогатные мамы, и крестные мамы, и мачехи, которые принимают участие в воспитании детей мужа от предыдущих браков, и тети, которые заботятся о племянниках, и хорошие мамы, и плохие мамы, и мамы-алкоголички, лишенные родительских прав, и мамы-карьеристки, и мамы-домохозяйки, и мамы-экстремистки — все имеют одну общую цель: чтобы дети вокруг нас, и свои, и чужие, были здоровы и счастливы. Давайте хоть в этом будем заодно.
published on
Комментарии (35)