Полтора века назад один англичанин придумал обработать грубую ткань густым вареным маслом изо льна. Может быть, это у него случайно вышло, но, добавив туда мелкие древесные и пробковые опилки, смолу и краску, он получил новый материал. Фредерик Уолтон поспешил запатентовать этот гибкий, хорошо выдерживающий давление материал: так мир узнал линолеум. Но до того, как он стал широко использоваться в качестве покрытия пола, он полюбился художникам.
От патента к заводу Зачем Пикассо и Матисс рисовали на старом линолеумеПабло Пикассо. Валлорис-1952.Производство линолеума было налажено в начале XX века, даже в советских Риге и Одессе появились заводы по его изготовлению. Но сначала он полюбился художникам, потом архитекторам и дизайнерам, а затем уже появился в частных домах разных стран. Первые эксперименты с новым материалом относятся к концу XIX века: в американских музеях хранятся гравюры на линолеуме 1895 года. У этой техники даже есть особое название — линография, или линогравюра — по аналогии с ксилографией или литографией. В ходе любой «графии» краска под давлением переносится с какой-то основы, скажем дерева или линолеума, на бумагу. Линолеум дешев, резать на нем быстро и легко, и для работы с ним не требуется большого набора инструментов, только специальный ножичек — штихель.
Зачем Пикассо и Матисс рисовали на старом линолеумеФото: sdelatpol.comЛюбопытно, что самым лучшим для создания линогравюры считается старый линолеум, снятый с полов: он хорошо просушен и легко прорезается. На материал наносят рисунок зеркальным способом, то есть перевернутым, прорезают на нужную глубину, на выпуклые части наносят краску, а потом для оттиска под пресс кладут бумагу или прокатывают валиком.
Известность спустя полвека «Женщина в шляпе». Пабло Пикассо, 1962 г.Француз Анри Матисс и испанец Пабло Пикассо не были создателями новой техники, но благодаря им она получила распространение по миру. В Россию техника попала еще в имперские времена, а более широкое распространение получила уже в России советской. У нас в стране линолеум связан со многими плакатами «Окон РОСТА», воодушевлявшими идеями революции, которая, свершившись, даст людям хлеб, газ, свет и многие другие кажущиеся теперь обыденными блага. Среди отечественных художников, работавших в этой технике, известны Николай Шевердяев, Вадим Фалилеев, Владимир Фаворский, Иван Павлов, Борис Кустодиев, Александр Дейнека.
Зачем Пикассо и Матисс рисовали на старом линолеуме«Ослики». Из серии «Самарканд». Владимир Фаворский Интересно
Как линолеум очаровал мир в середине XX века, мы писали в другой статье.
Картина на обложке: П. Пикассо, «Натюрморт с бокалом под лампой», 1962 г.
Для тех, кто мечтает покататься на лыжах, наша
Комментарии (0)