Старшее поколение не устает сетовать на то, что раньше образование в школах было лучше и качественнее. По мнению тех, чьи школьные и университетские годы выпали на предыдущее столетие, сегодня образование не просто хромает, а даже не шевелится. Так ли это на самом деле? И можно ли называть советское школьное прошлое эталоном и примером для подражания современного поколения? Вот самые распространенные мифы о советском образовании.
Оглавление:
- Миф 1: Просветительская программа была заимствована Советским Союзом у Российской империи, поэтому считалась образцовой.
- Миф 2: Бесплатное школьное образование в СССР.
- Миф 3: Отсутствие в советских школах дискриминации.
- Миф 4: Достойная оплата труда советского школьного учителя.
- Миф 5: Школьные учителя принимали активное участие во внеклассной жизни.
Миф 1: Просветительская программа была заимствована Советским Союзом у Российской империи, поэтому считалась образцовой.
Этот тезис правдив только отчасти. Дело в том, что до середины 20-х годов, когда отголоски революции еще напоминали о себе, а страна находилась в состоянии руины, о реформах образования не могло идти и речи. Школьная программа оставалась неизменной, а педагоги, получившие образование в дореволюционное время, давали тот материал, которым располагали.
Прообразом такого учителя «старой закалки» выступил герой Сергея Юрского в легендарном фильме «Республика ШКИД». Вскоре советские власти принялись активно искоренять все, что было связано с царским прошлым страны. Соответственно, коренным образом изменилась и школьная программа.
Миф 2: Бесплатное школьное образование в СССР.
Как часто можно услышать от возмущенных мам и бабушек, которые сегодня сдают деньги на нужды школ, что в советское время все было бесплатным. Это очередное заблуждение. Почему-то далеко не все помнят о законе, по которому с 1940 по 1956 год в советских школах брали плату за обучение в восьмых, девятых и десятых классах. Техникумы и высшие учебные заведения также подпадали под этот закон. Родители студентов были вынуждены выложить от 150 до 200 рублей в год за их обучение.
Миф 3: Отсутствие в советских школах дискриминации.
На самом деле она была. Да, обязательная для всех школьная форма стирала различия, касающиеся материального достатка и социального положения. А что касается успеваемости детей, тут было строго и жестко. Классы формировали по уровню способностей к обучению.
Тестирование, которое дошкольники проходили перед поступлением в первый класс, определяло умственные способности каждого ребенка. Затем педагоги выносили вердикт. Малыша определяли или к классу «успевающих» или к классу «отстающих».
Подобное разделение напоминало кастовую систему в Индии и являлось буквально приговором для ребенка на все оставшиеся годы обучения. Это порой не давало будущему студенту шанса поступить туда, куда он стремился.
Миф 4: Достойная оплата труда советского школьного учителя.
Интеллигентная профессия педагога в Советском Союзе могла быть призванием, но никак не благодарным трудом. Если сравнить уровень дохода со средним уровнем заработной платы, получаемой педагогом, то зарплата была меньше на 15%. Разница между оплатой труда доцента и среднестатистического школьного преподавателя казалась пропастью. Последний получал примерно в девять раз меньше.
Особенно плачевным было положение учителей сельских школ, поскольку они в прямом смысле работали за идею. Государство какое-то время вовсе не начисляло им зарплату. Их оклад зависел только от уровня доходов совхоза и колхоза.
На финансовое положение влияла так же и покупательская способность валюты страны. Только представьте, в 70-х годах на зарплату учителя (70 руб.) невозможно было даже купить костюм, который в то время стоил 87 руб.
Миф 5: Школьные учителя принимали активное участие во внеклассной жизни.
Смотрели фильм «Большая перемена»? Главный герой Нестор Петрович, классный руководитель «9-А», так отчаянно решал проблемы своих подопечных, что к концу третьей серии слег в больницу. Это утрированное представление о героической самоотдаче советского педагога никак не соответствовало реальности.
Все было гораздо проще и прозаичнее. Только с 1943 года педагоги были обязаны более, чем активно вникать во внеклассную жизнь детей и даже ходить к ним домой с целью проверки. Иначе их ожидало суровое наказание.
Друзья, поддержите нашу группу в Фейсбуке. Поделитесь этим постом с друзьями или нажмите кнопку «Мне нравится!» и Вы всегда будете в курсе свежих новостей «Капризульки»!
Для вас мы собираем лучшие материалы со всего интернета из мира красивых, энергичных, веселых и здоровых людей — таких как мы с вами!
published on
Комментарии (64)