Женский сайт для всех представительниц слабого пола. Мы будем размышлять и рассказывать о наболевшем, делиться мастер-классами, идеями поделок, шитья и вязаниями. Вместе учиться чему-то новому и просто общаться на интересные темы.

5 мифов о советском образовании, в которые пора перестать верить

Старшее поколение не устает сетовать на то, что раньше образование в школах было лучше и качественнее. По мнению тех, чьи школьные и университетские годы выпали на предыдущее столетие, сегодня образование не просто хромает, а даже не шевелится. Так ли это на самом деле? И можно ли называть советское школьное прошлое эталоном и примером для подражания современного поколения? Вот самые распространенные мифы о советском образовании.

Оглавление:

  • Миф 1: Просветительская программа была заимствована Советским Союзом у Российской империи, поэтому считалась образцовой.
  • Миф 2: Бесплатное школьное образование в СССР.
  • Миф 3: Отсутствие в советских школах дискриминации.
  • Миф 4: Достойная оплата труда советского школьного учителя.
  • Миф 5: Школьные учителя принимали активное участие во внеклассной жизни.

Миф 1: Просветительская программа была заимствована Советским Союзом у Российской империи, поэтому считалась образцовой.

Этот тезис правдив только отчасти. Дело в том, что до середины 20-х годов, когда отголоски революции еще напоминали о себе, а страна находилась в состоянии руины, о реформах образования не могло идти и речи. Школьная программа оставалась неизменной, а педагоги, получившие образование в дореволюционное время, давали тот материал, которым располагали.

Прообразом такого учителя «старой закалки» выступил герой Сергея Юрского в легендарном фильме «Республика ШКИД». Вскоре советские власти принялись активно искоренять все, что было связано с царским прошлым страны. Соответственно, коренным образом изменилась и школьная программа.

Миф 2: Бесплатное школьное образование в СССР.

Как часто можно услышать от возмущенных мам и бабушек, которые сегодня сдают деньги на нужды школ, что в советское время все было бесплатным. Это очередное заблуждение. Почему-то далеко не все помнят о законе, по которому с 1940 по 1956 год в советских школах брали плату за обучение в восьмых, девятых и десятых классах. Техникумы и высшие учебные заведения также подпадали под этот закон. Родители студентов были вынуждены выложить от 150 до 200 рублей в год за их обучение.

Миф 3: Отсутствие в советских школах дискриминации.

На самом деле она была. Да, обязательная для всех школьная форма стирала различия, касающиеся материального достатка и социального положения. А что касается успеваемости детей, тут было строго и жестко. Классы формировали по уровню способностей к обучению.

Тестирование, которое дошкольники проходили перед поступлением в первый класс, определяло умственные способности каждого ребенка. Затем педагоги выносили вердикт. Малыша определяли или к классу «успевающих» или к классу «отстающих».

Подобное разделение напоминало кастовую систему в Индии и являлось буквально приговором для ребенка на все оставшиеся годы обучения. Это порой не давало будущему студенту шанса поступить туда, куда он стремился.

Миф 4: Достойная оплата труда советского школьного учителя.

Интеллигентная профессия педагога в Советском Союзе могла быть призванием, но никак не благодарным трудом. Если сравнить уровень дохода со средним уровнем заработной платы, получаемой педагогом, то зарплата была меньше на 15%. Разница между оплатой труда доцента и среднестатистического школьного преподавателя казалась пропастью. Последний получал примерно в девять раз меньше.

Особенно плачевным было положение учителей сельских школ, поскольку они в прямом смысле работали за идею. Государство какое-то время вовсе не начисляло им зарплату. Их оклад зависел только от уровня доходов совхоза и колхоза.

На финансовое положение влияла так же и покупательская способность валюты страны. Только представьте, в 70-х годах на зарплату учителя (70 руб.) невозможно было даже купить костюм, который в то время стоил 87 руб.

Миф 5: Школьные учителя принимали активное участие во внеклассной жизни.

Смотрели фильм «Большая перемена»? Главный герой Нестор Петрович, классный руководитель «9-А», так отчаянно решал проблемы своих подопечных, что к концу третьей серии слег в больницу. Это утрированное представление о героической самоотдаче советского педагога никак не соответствовало реальности.

Все было гораздо проще и прозаичнее. Только с 1943 года педагоги были обязаны более, чем активно вникать во внеклассную жизнь детей и даже ходить к ним домой с целью проверки. Иначе их ожидало суровое наказание.

Друзья, поддержите нашу группу в Фейсбуке. Поделитесь этим постом с друзьями или нажмите кнопку «Мне нравится!» и Вы всегда будете в курсе свежих новостей «Капризульки»!

Для вас мы собираем лучшие материалы со всего интернета из мира красивых, энергичных, веселых и здоровых людей — таких как мы с вами!

published on caprizulka.ru according to the materials babnik-24.ru


Источник: 5 мифов о советском образовании, в которые пора перестать верить
Автор:
Теги: Это интересно образование 1943

Комментарии (64)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Татьяна Октябрьская
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Что за бред? Я училась в 60-70 годы) тестирования не было, форма в школах сохранилась еще с гимназий и реальных училищ) автор не в теме -даже стоимости костюмов в те времена не знает)стыдно должно быть за такие неподготовленные посты
Анна Орлова
я училась с 1968 по 1978 год в математическом классе- нас набирали в детском саду и насколько мне помнится в школу с усиленным изучением английского языка так же были определённые требования при наборе(кроме прямых взяток), из моего класса вышло 13 человек с золотой медалью(6 из них проверяла Москва, те аттестаты выдали в сентябре и из-за этого они вовремя не смогли сдать вступительные экзамены)23 человека поступило в "мой" институт, 4 мальчика поступили в военные училища, 3 человека окончили медучилище, остальные темерязевка, ломоносова, мединституты, только один "разгильдяй" никуда не поступил(хотя и окончил школу с золотом) так и умер...алкоголиком. Школьную форму ещё первые классы покупали готовую, ребята ещё более -менее "держались", а девчонки выпендривались как могли- шили на заказ: кто миди, кто напротив мини, лично у меня в 9-10м классе была тёмно-синяя форма(что не запрещалось уставом школы). Первая моя учительница...все мои одноклассники очень нехорошо о ней вспоминают, я понимаю, что нас в первом классе было 42 человека, но это не повод просто лупить учеников и орать, вздохнули с облегчением в 4м классе. Бесконечные поборы на "подарки"-это чтобы на медаль не влияли...Впечатление, что жили в разных странах
Татьяна Октябрьская
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Я думаю, многое зависит от школ и педагогов. У меня очень позитивные воспоминания о школе. Педагогический состав был очень сильный, несмотря на то, что это обычная московская школа. Педагоги были просто фанатами своих предметов. Большинство, не все, конечно. Дети тоже были из разных семей, но особого разделения по уровню обеспеченности у нас не было. Наверное и от директора тоже зависит. Наша директриса не принимала подарки сама и не одобряла других. Дочь училась в гимназии при Финансовой Академии - вот там с подарками и поборами была действительно жесть. Директрисе на юбилей собирали по 100 баксов с ученика. С 1 по 11 класс. При малейшем отставании по профильным предметам - платные занятия 50-60 басов акад. час. Занимались одновременно человек по 10. Мы как-то отделались легким испугом, почти не занимались дополнительно. Зато знания у нее по всем предметам на очень высоком уровне.
Ника -) 
Были не только математические классы, но специализированные школы. Но это не означает, что детей делили на касты. Просто дауна и гения надо обучать по разным программам, а не так как сейчас всех в одну кучу. Складывается такое впечатление, что такие граждане как Хакамада специально принимают дебильные законы в области образования дабы своих детей и внуков обучать со здоровыми детьми. Возникает вполне законный вопрос:"А кто их заставлял рожать дебилов?" Ведь сейчас это определяется на стадии беременности.
А учителя-изверги были и есть. Ведь как и тогда так и теперь педагогические институты не пользуются особой популярностью. И частенько в педагоги идут те кто в другой институт не попали по какой-то причине. А родителям в такой ситуации надо защищать своего ребёнка. Это было возможно и при СССР. Так что вам надо было спросить у родителей почему они за вас не заступились.
Ирина Алпатова
У Хакамады ребенок - аутист, а не дебил. К сожалению, это не определяется на УЗИ. Ни какие инклюзивные классы/школы не посадят в один класс детей с ограниченными способностями в сфере именно психических отклонений или с задержкой в развитии с детками здоровыми. Это - не возможно. Просто - поверьте. Мама ребенка - аутиста.
Ника -) 
На узи не определяется, но есть другие анализы которые сейчас проводят во время беременности несколько раз. Таким образом у современных родителей есть выбор рожать или нет.
Ирина Алпатова
Но раньше не было таких анализов! Тогда, когда Хакамада ребенком своим беременна! Когда я была ребенком своим беременна. Вы же адресно формируете претензию! Зачем говорить про сейчас в отношении детей, рожденных тогда? Их куда деть, этих детей?! Наших детей?! МОЕГО ребенка?! Отвечайте! - КУДА МНЕ ДЕТЬ МОЕГО РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА?
Ника -) 
Во-первых. Говоря о "сейчас" я имею ввиду лет тридцать, по меньшей мере. Так что ребёнок Хакамады ни как не попадает под определение "давно". Моему сыну 31 и когда я была берименна исследование на аутизм делали. Правда на 6-7месяце. Но делали!!! И выбор был у родителей. Если принять во внимание, что детей частенько рожают не согласуясь с разумом, а из ходя из, так сказать, "шкурных" интересов ( желание выйти замуж, не желание прерывать первую беременность, "продолжение рода", в надежде на какие-то льготы и т.д. и т.п.) то и выглядит всё это "детолюбие" весьма скверно.
Во-вторых. Вот вам справки по понятиям аутизм и дебилизм. И как говорится найдите десять отличий.
Аутическое расстройство - расстройство, возникающие вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия.
Дебильность-самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органическим поражением мозга плода.
Ещё по рассказам педагогов аутисты страдают не контролируемой агрессией.
Как что мне, как и большинству не очень хотелось бы чтобы такой ребёнок в моменты бешенства оказался рядом с моим внуком.
Наталья Спиридонова 
Мадам, боюсь Вы путаете "аутизм" с синдромом "Дауна" и потому Ваш пост несколько отдает бредом.У девочки Ирины Хакамады синдром "Дауна", это генетическое заболевание и его можно определить во время беременности.С аутизмом все гораздо сложнее....
Ника -) 
Да ну?!
О том, что дочь Хакамады "аутист" писала не я. Читайте внимательно. Это во-первых. Во-вторых. Хакамада знала, что её дочь родится с отклонениями и всё равно родила. Зачем?!
Вот вам ссылка на статью где описываются причины рождения детей с аутизмом.
https://rozhau.ru/podgotovka/pochemu-deti-rozhdayutsya-s-autizmom/
Всё-таки причина рождения детей с отклонениями - это безответственность взрослых.
Ирина Алпатова
Предполагаю, что нет желающих, чтобы с их родными и близкими людьми, а тем более детьми оказались больные люди (или дети, они - тоже люди), страдающие неконтролируемой агрессией. Я даже прочитала статью по Вашей ссылке. Искренне желаю Вам, чтобы дорогие Вам люди были здоровы, чтобы Вам никогда не пришлось пройти процесс принятия того, что твой ребенок не такой, как все и никогда "как все" не станет. Я не нашла у себя у себя "причин аутизма" моего ребенка, описанных в статье, на которую Вы дали ссылку. Дочь (аутист) - второй ребенок в семье, жданный, желанный и планируемый (это в ответ на Ваше "желание выйти замуж" и т.д. по списку). Я не представляю себе нормальную (на голову) женщину, которая ради каких-то (даже не знаю, каких!) "социальных льгот" или каких-либо еще опций будет рожать ребенка-инвалида, заранее зная, что он будет инвалидом. Я бы точно не стала оставлять такого ребенка и обрекать его на очень сложную судьбу. Но Вас я ни в чем убеждать не стану. Вы имеете право на свое собственное мнение. Хотя от Вашего мнения и несет каким-то фашизмом.
Вероника Архипова
У Хакамады ребенок - даун. Посмотрите фото.
Анна Комарова
У Хакамады дочь с синдромом Дауна, что не делает ее, конечно же, дебилом. А СД диагностируется, т.е., рождение "особенной" дочери было осознанным выбором.
И** ***
Да согласна с вами полностью. Я училась с 77 по 87. Потом педвуз. И начала работать я еще в Союзе. Я вчерашняя студента, только пришла в школу, но уе пользовалась автоматически всеми льготами и зарплата у меня была оооочень даже хорошая. Это в отличие от той, что у меня сегодня почти с 30 - летним стажем! Да с современным образованием я ни за что бы не пошла в пед.
лариса билалова 
У Хакамады ребенок не аутист, а даун. Это разные вещи. И даунят, как раз, определяют еще на стадии УЗИ.И предупреждают женщину об этом. Женщина сознательно выбирает рожать ей ребенка с диагнозом "даун" или нет.
Ираида Петропавлова
Я пошла в 85-м, слова тест даже не существовало, единственно было странное разделение у нас в школе: А и Б классы писали шариковыми ручками, а В и Г перьевыми (я в Б и мы очень им завидовали, они могли в нас стрелять чернилами, а мы в ответ нет)
Оксана Ильенко 
У Хакамады ребенок с синдромом Дауна .А не аутист .
Оксана Ильенко 
Эвелина Бледанс -одна из женщин ,которая знала ,что родит ребенка с синдромом Дауна .Нормальная ли она на голову ,судить вам .
Olga Newman
Училась в 80-е на "продленке" в Туле. После обеда, отдыха и выполнения домашнего задания 2-3 часа занятий танцами (на выбор были еще шахматы и музыка). Костюмы для выступлений нам давали, родители покупали только гимнастический купальник и чешки. Кормили добротно, помимо основных приемов пищи, в столовой всегда было доступно и бесплатно неограниченное количество молока и хлеба. Школа самая обычная, и родители обычные советские инженеры, никаких привилегий. Ни за что не платили! Подарки учителям, конечно, - букеты цветов из сада моей бабушки. Кстати, в выходные посещала театральный кружок и секцию подводного плавания в бассейне, тоже бесплатно. В последнем классе родители наняли на пару месяцев репетитора по математике, потому что я собиралась поступать на самую модную специальность в городе. Поступила, пройдя конкурс в 20 человек. Таким образом, оплата нескольких дополнительных занятий и составила все затраты на образование. В вузе училась, естественно, бесплатно. Так что хватит трындеть, пожалуйста, читать противно эти злобные домыслы про жизнь в СССР!
Татьяна Ткаченко 
Молодец Ольга, все правильно. Именно так все мы и жили, и нечего поливать помоями нашу систему образования. Ни одного правдивого суждения. Какая на фиг дискриминация,наличие школьной формы-дискриминация, ну совсем сдурел автор. И внеклассная работа была на очччень высоком уровне, в нас воспитывали идею, несли ответственность за каждого ученика. А что сейчас - учитель бесправен перед оборзевшим учеником, вобщем как и родитель, таковы наши законы, так зачем ему (учителю) париться и воспитывать, Страшно представить свою старость, ведь нынешние ученики будут правит государством, лечить нас. А какой плате за обучение идет речь. Такое вранье, можно подумать, что уже нет на свете людей, учившихся в то время. Статья насквозь лживая.
Яська Пу
Интересно, а от куда автор информацию черпал?По возрасту явно еще молод.... Наверное сказывается "новая" форма обучения)))))))
Татьяна Квитницкая 
Браво, великолепное замечание
Анна Прокаева
Автор вы СССР то застали?
Миф№1 Просветительская программа Советского Союза считалась образцовой - это правда. Миф№2 Бесплатное школьное образование в СССР. -правда.
Миф№3 Отсутствие в советских школах дискриминации. - правда
Миф№4 Достойная оплата труда советского школьного учителя. -(да, учителя получали меньше, чем рабочие на заводах, а вы знаете, что и главный конструктор завода мог в ту пору получать меньше, чем рабочий этого же завода? Перевыполнил план - получил много!!!)
Миф №5 Школьные учителя принимали активное участие во внеклассной жизни. -правда при чем очень активно. А сейчас дети дерутся, а учителя говорят, что это их не касается.
Прежде чем писать статью поговорили бы с дедушками-бабушками и родителями.
Светлана Светлана 
Удивляюсь, что за чушь! Я ребенок эпохи СССР, а сейчас учитель постсоветской школы уже более 25 лет!
1) Не было никакого отбора в первый класс. В некоторых школах были вступительные испытания в профильные классы. Но это нормально! В 14 лет я пробегала 100-метровку на 2 взрослый разряд. Понятно, что в спортивный класс взяли меня, а не мою соседку, которая и 50 метров без отдышки не могла и пробежать!
2) Мы не платили за секции, сборы, соревнования. Даже спортивную форму перспективным детям выдавали бесплатно.
3) Учителя всегда могли подрабатывать. Всегда можно было взять и полторы, и две ставки, подработать на репетиторстве и в дополнительном образовании. Например, после уроков во второй половине дня в детской спортивной школе.
Жаль, что нельзя привлечь к ответственности вот таких писарчуков мифов, которые вводят в заблуждение людей.
Татьяна Марчук
Бред малообраованного молодого человека.
Анна Прокаева
В марте 1958 года американский журнал "Life" опубликовал большую статью о кризисе в образовательной системе Соединенных Штатов. В качестве наглядного примера были выбраны двое школьников - Алексей Куцков из Москвы и Стивен Лапекас из Чикаго. Результаты исследования потрясли Америку. Алексей и Стивен были ровесниками, обоим было по 16, но Алексей значительно опережал американца по образованности.
РЫЖАЯ Лиса
ПОЛНЫЙ БРЕД! Моя мамочка училась в школе с 1948 по 1958 год, потом в институте с 1958 по 1963-й никакой оплаты за обучение НЕ было, от слова совсем!
Ксения Скуратова 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Статья просто бред! откуда такая информация?
Ольга Чернышова 
Все враньё. Ни за что не платили , да ещё такие суммы . Учителя получали достойную зарплату.
Татьяна Чернова
Автор публикации явно не из того поколения. Хоть бы спросил у тех, кто тогда учил и учился. Многое было не так, как хотелось бы. Но... С 1941 по 1945 год во многих регионах школы просто не работали - война была. Да и послевоенное время не добавляло оптимизма во всем. Да, достаток был разным. Почитайте искренние очень произведения В.Распутина, "Уроки французского", хотя бы. И главное: нет предела совершенству. Но... чтобы поступить в то время на педагогический надо обязательно было ибо вожатым поработать, либо в школе просто общественной работой, вожатской заниматься. А сегодня "Нет дороги - иди в педагоги" и приводит к тому, что учителя, многие очень, не все, не любят свою профессию, боятся детей, просто не хватает интеллекта и воспитания элементарного. Впрочем, их не хватает и у семей учеников современных. Да и выгорание происходит, как во всех профессиях, впрочем.
светлана штейнбах
Наша классная руководительница каждый выходной возила нас в театры и музеи.
Елена Логинова 
Да многое не верно описано. Учитель был уважаем. Зарплата позволяла иметь все необходимое. Мама у меня учитель, а я доцент, зарплата ничем.
Мария Беляева 
Автор статьи, по всей вероятности, слишком молод, так как понятия не имеет, как было на самом деле! Как вариант, по окончании института, я работала в сельской школе учителем и зарабатывала в разы больше инженера на заводе, имея сельский коэффициент! Да и многое другое-бред!
Татьяна Мулдахметова 
Похоже, статья заказная: полить грязью советское образование. Откуда взята цена костюма? - в те годы, когда зарплата учителя (начинающего) была 70 рублей, костюм стоил рублей 15. А классы (и школы) с углубленным изучением языков, или математики, или живописи - не дискриминация, а именно углубленное изучение, причем по желанию ребенка. Да, для детей с отставанием в развитии были специальные школы, со специальными программами, позволяющими таким детям освоить общешкольную программу, но зато не обучали нормальных детей по программам, рассчитанным на умственно отсталых...
Ольга К
Училась в школе с 1973 года. ПО поводу мифа №1.Образцовой считалась,т.к. другой не было. Всё новое всегда основано на предыдущем. Поэтому употребление понятия "заимствоание", на мой взгляд, неуместно. Все остальные правда и никакие не "мифы"! Мы учились бесплатно.От учителей мы никогда не слышали жалоб на маленькую зарплату. Одевались наши учителя прилично, некоторые модно. У нас понятия "бедный- богатый" не было! Мы с подружкой любиил критиковать школу, но это нормально. Ведь всё должно развиваться. Жизнь не стоит на месте никогда
Наталья Свиридова 
Да, образование в постсоветское время явно не дотягивает до среднего уровня. Автор статьи, видимо, получил образование не в Советском Союзе. Сочувствую.
Ольга Амброчи
Дебил, который это написал, хоть одну книжку прочитал? Просто факт: Великобритания сейчас активно внедряет советскую систему образования, которую мы похерили. Они думают о будущем своих детей, а мы нет. А автор статьи - идиот.
Елена Вострова 
Я училась в математическом спецклассе. После окончания 8 класса из 3 классов по 42-44 человека сформировали 3 по 20-22 чел, в зависимости от того, кто хотел продолжить учебу и пойти в дальнейшем в институт и тех, кто после 8 класса ушел в училища и техникумы, так как с рабочими специальностями возможностей хорошо зарабатывать было больше. В математический класс действительно брали не всех, а по способностям. Мы практически не занимались по учебнику на уроках. Интеллектуальные способностей детей из математического класса были настолько высоки, что нам хватало самообразования и домашних заданий. На уроках же мы решали задачи из учебника "Задачи повышенной сложности для поступающих в московские ВУЗы". Нас даже оценивали зачастую не по конечному правильному решению, а потому в верном ли направлении движется твоя мысль. Дети из других 9-10 классов никакой дискриминации не чувствовали. Они понимали, что в реальной жизни им углубленные знания математики не пригодятся, им это особо было не интересно. Для них эти задачи были бы непосильным бессмысленным трудом, а для нас логические головоломки как разгадка захватывающего детектива. Извилины мозга, в моем понимании, как мышцы. Для развития требуется усиленно их нагружать, регулярно тренировать, а если делаешь это еще и с желанием, азартом, то результат сказывается. Это не дискриминация-это забота о возможности ребенка развиваться согласно его предпочтений и склада ума. Вот если бы в математическом классе заставляли учится среднестатистических детей, то это и было бы дискриминацией, так как выше головы не прыгнешь и такой ребенок ощущал бы свою ущербность на фоне математически-одаренных детей. При этом я, например, кроме математики очень любила балет, как и многие в то время. Но осознавала, что в силу генетически-заложенных анатомических особенностей строения тела могу прекрасно танцевать в кружке художественной самодеятельности, но не на большой сцене. Поэтому прекрасно понимала значение лозунга "От каждого по способностям, каждому по труду".
Валентина Богданова(Широчкина) 
Зачем автор...врет? Мы, кто жили и учились при СССР...живы...и можем опровергнуть эту ложь...!
Лариса Якуба(Свидлер) 
Мой старший сын пошёл в школу в 1992. Учитель была старенькая, но по грамотности сын-асс. Учили его по программе школ в СССР. Младшему досталась в учителя выпускница педучилища....до сих пор вся семья смеётся . Как слышит так и пишет. Хотя хороший специалист и речь прекрасная. У сына, не у его первого педагога. Так что не сравним уровень образования. Я считаю что старую систему развалили а новую не создали.
Vesna
Я училась в СССР и мне просто смешны эти глупые "разоблачения" глупого человека. Не позорься автор, не разглагольствуй о том, чего не знаешь.
Светлана Перевозчикова 
Ложь, от начала и до конца.
Ольга Белка 
Провокационная статья. Моя подруга училась в школе 70-80 годы, в Мордовии, среди лагерей, и очень многие поступали в институты Москвы, Саранска, были и медалисты( причём с реальными знаниями). Уровень обучения и рядом не стоит с нынешним. Много что можно было бы сказать, но мои ровесники и так все знают.
Вера Божукова
Статья явно нацелена на определенный результат. А на самом деле в 60-70 годы в школах преподавали учителя, учившиеся у учителей дореволюционной России. Было много воспитанных интеллигентных учителей, которые стремились давать детям и знания и воспитание. В 90-е годы многие из них просто по возрасту окончили карьеру, многие просто не смогли остаться в школе из-за низкой зарплаты. И их заменили люди с амбицией и понятием престижности профессии учителя из более простой среды и с мужьями, которые быстро соориентировались в ситуации и могли прилично заработать. Благодаря им их жены смогли работать с мизерными зарплатами и занимать престижное место(по их понятиям). После этого в школах стало процветать тотальное репетиторство и непонимание, что успехи учеников напрямую зависят от призвания учителя. Хороший учитель дает много, интересно и дети знают его предмет( конечно, в зависимости от способностей, но основы знают). Также появилось много родителей, которые стали считать( в силу своей обеспеченности), что они лучше знают, что и как нужно преподавать И благодаря этим невоспитанным и безграмотным, часть культурных образованных учителей, была выжата из школы. РОНО, где работают вовсе не педагоги, а люди думающие только о зарплате и возомнившие себя большими интеллектуалами. Достаточно столкнуться хоть раз с органами опеки. Это ужас полнейший. А ведь они наделены ГК РФ следить за воспитанием детей в семье и за справедливостью в отношении детей. Все перевернулось с ног на голову.
Вера Божукова
Развалили специально, чтобы полностью уничтожить интеллект в стране.
Ирина Волкова 
Автор ошибся на 40 лет как минимум. Те описанные "мифы" начались при распаде СССР в 90-е годы. С потерей стабильности к которой стремились все наши родители ,настало время когда образование перестало иметь перспективу.
Татьяна Павлюкевич 
Автор статьи или не имеет представления, о чем пишет, или, что ещё хуже, сознательно искажает картину жизни в Союзе. Я училась в школе в 1974-1984 г.г. в трёх союзных республиках, особой разницы не наблюдала, с дискриминацией не сталкивалась. Родители принадлежали к рабочему классу, однако, это не помешало мне закончить школу с золотой медалью, а универ - с красным дипломом. Качество образования, сужу по учебным годам своих детей и детей подруг и знакомых, значительно снизилось. А люди всегда были разные, в том числе и педагоги: хорошие и не очень...
Swetlana Kanzarina
Вранье от начала до конца.
Людмила
Думаю, что статья заказная, написана для молодежи, чтобы создать негативное впечатления о СССР. Все придумано. Про п.1 не знаю, остальное не мифы. Какое тестирование - с нашим временем автор не путает?. Ну и остальное также.
Николай
Статья - бред, от начала и до конца. За годы учебы -1960-1970гг.- я сдал деньги - 10 рублей, только один раз - на выпускной вечер.
Людмила Ковтанюк 
Какой бред эта статья!!!!!!! Я училась с 1947 по 1957 год . И ничего мои родители не платили ни за обучение ни за ремонты. И мои дети учились начиная с 1973 нога и по1990 годы ( трое детей) И нам с мужем еще платили как многодетной семье за детский сад .А сама я работала в школе в 60-е годы и моя зарплата была выше чем зарплата мужа на заводе .(намного) . И отпуск у меня был 45 дней . И дополнительные занятия по математике я вела совершенно бесплатно!!!!А лагерь потом в своем районе я организовала для 45 трудновоспитуемых на базе воинской части на берегу лимана 6 недель в палатках и все это за счет городского бюджетаи никто ничего из родителей не платил за это Единственное , что потом на второй тур их пришло как трудновоспитуемых более200 человек под райком и ко мне домой , чтобы их туда отправили. Они обещали ( это были такие бандюки- урки ) , что полностью исправятся в своем поведении. .Мои дети (им сейчас младшим по46 лет) сейчас вспоминают и свои занятия по воллейболу, они мастера спорта , и то сколько поездили по разным городам и странам за время обучения в школе и это не за деньги семьи. И отдых и питание и обучение.Работая в то время , яхорошо помню , что у каждого завода или фабрики было подшеное учебное завеление. И для нас первое сентября или выпускной это только наши фото , кто хотел ,снимал. Да нашему поколению просто повезло.,что после такой разрухи мы так быстро восстановились и мы были спокойны за завтрашний день нашей жизни ,Благодарю БОГА за это!
Ирина Алпатова
Я - родом из СССР! Я в СССР родилась и получила школьное образование. Данная статья - ложь. Единственный вопрос, который я не могу опровергнуть, это - зарплата сельского учителя в Советское время (я просто не знаю, какая она была). Все остальное - ложь.
Galina Vish 
Я УЧИЛАСЬ С 1963 ПО 1973 ГОД В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ №17 ХЛОПКОВОДЧЕСКОГО СОВХОЗА "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА" №1. В ЮЖНОМ КАЗАХСТАНЕ. ВЫ МОЖЕТЕ МНЕ НЕ ВЕРИТЬ, НО НАЧИНАЯ С 5 КЛАССА, ПРИМЕРНО С 15 СЕНТЯБРЯ НАС "СНИМАЛИ" С ЗАНЯТИЙ НА СБОР ХЛОКПА. ИЗ КЛАССОВ ВЫНОСИЛИ ПАРТЫ, НА ПОЛ СТЕЛИЛИ СТАРЫЕ МАТРАЦЫ И В ШКОЛУ ЗАВОЗИЛИ СТУДЕНТОВ. ХЛОПОК МЫ СОБИРАЛИ ДО ТОГО ДНЯ, ПОКА СОВХОЗ ПЛАН ПО СДАЧЕ ХЛОПКА НЕ ВЫПОЛНИТ. БЫВАЛИ НЕУРОЖАЙНЫЕ ГОДЫ, КОГДА МЫ ДО НОВОГО ГОДА НЕ УЧИЛИСЬ И БУКВАЛЬНО ИЗ ПОД СНЕГА ВЫКОВЫРИВАЛИ НА ПОЛЯХ КУСОЧКИ ВАТЫ. НОРМА - 60 КГ. ЧТОБЫ СОБРАТЬ 60 КГ, МЫ РАБОТАЛИ ПО 7 ЧАСОВ, ОБЕДЫ ПРИНОСИЛИ С СОБОЙ (БУТЫЛКА МОЛОКА ИЛИ ЧАЯ И БУДЕТРБРОД). ЧТОБЫ КАК-ТО ЗАЩИТИТЬ РУКИ ОТ ЦАРАПИН (РАСКРЫВШИЕСЯ КОРОБОЧКИ ХЛОПЧАТНИКА ДО КРОВИ ЗАРАПАЛИ РУКИ), МЫ МЫ ИЗ СТАРЫХ НОСКОВ ДЕЛАЛИ СЕБЕ "ПЕРЧАТКИ" (ОТРЕЗАЛИ ЧАСТЬ НОСКА И ЗАШИВАЛИ ТАК, ЧТОБ ПАЛЬЦЫ БЫЛИ ОКРЫТЫ). ТАКИХ "ПЕРЧАТОК" ХВАТАЛО НА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ. НО И ОНИ НЕ СПАСАЛИ, ПОТОМУ ЧТО В ЦАРАПИНЫ ПОПАДАЛИ ЯДОВИТЫЕ ВЕЩЕСТВА, КОТОРЫМ ОБРАБАТЫВАЛИ ПОЛЯ, ЧТОБЫ ЛИСТЬЯ ХЛОПЧАТНИКА БЫСТРЕЕ СВЕРНУЛИСЬ И ОПАЛИ, А КОРОБОЧКИ РАСКРЫЛИСЬ. ЦАПАПИНЫ ВОСПАЛЯЛИСЬ. ХЛОПОК МЫ СОБИРАЛИ В МЕШКИ. К МЕШКУ ПРИШИВАЛИ ВЕРЕВКУ, КОТОРУЮ ПОВЯЗЫВАЛИ ВОКРУГ ТАЛИИ. СТАВЯТ ТЕБЯ "НА РЯДОК", И ТЫ ИДЕШЬ ПО ЩИКОЛОТКУ В ПЫТИ ПО АРЫЧКУ И СДВУХ СТОРОН ОБИРАЕШЬ ВАТУ С КУСТОВ. ПОЛЕ ПРИМЕРНО 1 КМ. ДОШЕЛ ДО КРАЯ - ЗАБРАСЫВАЕШЬ МЕШОК НА СПИНУ И ТАЩИШЬ ЕГО К ТЕЛЕЖКЕ С ВЫСОКИМИ КРАЯМИ. ТАМ ЕГО ВЗВЕШИВАЮТ, ЗАПИСЫВАЮТ ТВОЙ ВЕС В ТЕТРАДКУ И ВЫВАЛИВАЮТ СОДЕРЖИМОЕ МЕШКА В ТЕЛЕЖКУ. ТЕБЯ СТАВЯТ НА СЛЕДУЮЩИЙ "РЯДОК". ВЕСНОЙ НАС СНИМАЛИ С ЗАНЯТИЙ УЖЕ В АПРЕЛЕ. МЫ ДЕЛАЛИ СНАЧАЛА ПРОРЕЖКУ (ШЛИ ПО РЯДКУ И ЕСЛИ ИЗ ОДНОГО "ГНЕЗДА" РОСЛИ 2-4 КУСТИКА ХЛОПКА, МЫ ОСТАВЛЯЛИ ТОЛЬКО ОДИН РОСТОК, ОСТАЛЬНЫЕ ВЫРЫВАЛИ РУКАМИ). ЗА ПРОРЕЖКОЙ ШЛА ЧЕКАНКА (ИДЕШЬ ПО РЯДКУ И БОЛЬШИМ И УКАЗАТЕЛЬНЫМ ПАЛЬЦЕМ СБИВАЕШЬ ВЕРХУШКУ КУСТА, ЧТОБ ОН РОС НЕ ВВЫСОТУ, А В ШИРИНУ. МЕЖДУ ПАЛЬЦАМИ ПОЯВЛЯЛИСЬ МОКРЫЕ МОЗОЛИ - ВОЛДЫРИ, КОТОРЫЕ ТРЕСКАЛИСЬ... ЗА ЧЕКАНКОЙ НАЧИНАЛАСЬ ПРОПОЛКА. ЭТО КОГДА ПО РЯДКУ ИДЕШЬ С ТЯПКОЙ И ВЫПАЛЫВАЕШЬ СОРНЯКИ... в АПРЕЛЕ ЕЩЕ ТЕРПИМО, А В МАЕ СОЛНЦЕ ПАЛИЛО ДО +30 ГРАДУСОВ И ВЫШЕ. ЛЕТО - ВРЕМЯ ПРОПОЛКИ. ЖАРА СТОЯЛА НЕВЫНОСИМАЯ ДО 50 ГРАДУСОВ. РАБОТУ НАЧИНАЛИ В 8 УТРА, РАБОТАЛИ ДО ЧАСУ, ПОТОМ ОБЕДАЛИ И ОТДЫХАЛИ ПОД НАВЕСОМ НА ДЕРЕВЯННОМ НАСТИЛЕ ЧАСОВ ДО ТРЕХ. ПОТОМ ОПЯТЬ ТЯПКУ В РУКИ И - ВПЕРЕД - ДО ВЕЧЕРА.
НИКАКИХ КРУЖКОВ, СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЙ, МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И Т.Д. У НАС НЕБЫЛО. В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ, В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ, МОЖНО БЫЛО ЗАПОЛУЧИТЬ КНИГУ АРКАДИЯ ГАЙДАРА... ЛИТЕРАТУРУ И ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ МЫ ИЗУЧАЛИ ПО "УСКОРЕННОЙ ПРОГРАММЕ". ДА И ЧИТАТЬ ВРЕМЕНИ БЫЛО В ОБРЕЗ. ПОТОМУ ЧТО КРОМЕ "ПОМОЩИ КОЛХОЗУ" КАЖДОГО ПОДРОСТКА ЖДАЛА ДОМА ЕЩЕ РАБОТА В САДУ, В ВИНОГРАДНИК ИЛИ В ОГОРОД. КОГДА Я ИЗ "ПИОНЕРСКОЙ ПРАВДЫ" УЗНАВАЛА О ТОМ, КАК ИНТЕРЕСНО ЖИВУТ ПИОНЕРЫ СТРАНЫ, ТО СТРАШНО ЗАВИДОВАЛА ДЕДЯМ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ БАЛЕТОМ, ТАНЦАМИ, СТРОЯТ САМОЛЕТЫ И РАКЕТЫ, ИЗУЧАЮТ СВОЙ КРАЙ И ПОСЕЩАЮТ ВСЕМ КЛАССОМ ГОРОДА - ГЕРОИ... ДА, ДЕТСКИЙ ТРУД В СТРАНЕ БЫЛ ЗАПРЕЩЕН КОНСТИТУЦИЕЙ, ПОЭТОМУ ОН НАЗЫВАЛСЯ "ПОМОЩЬЮ КОЛХОЗУ". НА ЗАРАБОТАННЫЕ ГРОШИ Я МОГЛА СЕБЕ КУПИТЬ ШКОЛЬНУЮ ФОРМУ И РЕЗИНОВЫЕ САПОЖКИ...
ВЫПУСКНИКИ НАШЕЙ ШКОЛЫ СТАНОВИЛИСЬ ПАРИКМАХЕРАМИ, БУХГАЛТЕРАМИ, ТРАКТОРИСТАМИ, ШОФЕРАМИ... Я ПИСАЛА СТИХИ,КОТОРЫЕ ПУБЛИКОВАЛИ В ГАЗЕТАХ, И МЕЧТАЛА СТАТЬ ЖУРНАЛИСТОМ. НИКТО, ДАЖЕ РОДИТЕЛИ, НЕ ВЕРИЛИ В ТО, ЧТО Я ПОСТУПЛЮ В АЛМАТЫ В ЛУЧШИЙ ВУЗ РЕСПУБЛИКИ... ЕСЛИ В ДВУХ СЛОВАХ, ТО Я НЕДОБРАЛА БАЛЛОВ И ПОШЛА РАБОТАТЬ НА СТРОЙКУ, А ВЕЧЕРОМ ЗАНИМАЛАСЬ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КУРСАХ, ГДЕ Я ПОНЯЛА, НАСКОЛЬКО ФАНТАСТИЧЕКСКОЙ БЫЛА МОЯ МЕЧТА, ПОТОМУ ЧТО ПРОБЕЛЫ В ЗНАНИИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БЫЛИ ПРОСТО ЧУДОВИЩНЫМИ. ...ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ, ЧТО ИСПОЛНИТЬСЯ МОГУТ ДАЖЕ САМЫЕ СКАЗОЧНЫЕ ПЛАНЫ, ЕСЛИ У ТЕБЯ ЕСТЬ ХАРАКТЕР И ТРУДОВАЯ ЗАКАЛКА. А ЕСЛИ НЕТ - ТОГДА ТЯПКУ ТЕБЕ В РУКИ...
Ольга Амброчи
какой идиот это пишет??
Лариса Сидорова 
Бред полнейший.Автор не жил в Союзе,понятие не имеет ни о чем.Зачем писать такие статьи?Я училась и в сельской школе ,и в городской.с 1973-1983гг.Мама закончила пединститут.Всю жизнь проработала учителем физики и математики.И в селе и в городе к преподавтелям относились с величайшим уважением.Педагоги работали (в основном) на совесть.На знания,на результат.Они гордились своими учениками,их успехами.Дополнительные занятия после уроков с учениками было обычным делом.Подтянуть отстающих помогали и сами ученики,в том числе и я помогала одноклассникам освоить тему.Про оплату учителей тоже бред.Она не зависела от благосостояния колхоза или совхоза.Деньги перечисляло районо или гороно.Платили прилично,в зависимости от часов,конечно.У всех были в районе 1,5 ставки 27-30 часов в неделю.Это около 190-200руб.Это хорошая ЗП была.Плюс ведомственное жилье,а в сельской местности доплата за отопление.(Ее называли коммунальными выплатами).А сколько было еще разной помощи в виде бесплатных детских лагерей,путевок на санаторно-курортное лечение.Выделялась адресная помощь многодетным семьям от школы.А уровень знаний реально был высокий.Троечник из СССР знал в разы больше,чем сейчас многие отличники.Учителя УЧИЛИ детей,а не предоставляли услуги.Все кружки и факультативы были бесплатные.Да,в селах снимали детей для помощи в уборке урожая своему совхозу или колхозу.2-3 недели осенью.Детей приучали к труду.Никто не отлынивал.Работали по 4 часа в день.С 5-го по 10кл.Было весело.Дети с удовольствием трудились..Сейчас много статей,которые поливают грязью СССР.Не старайтесь так сильно.Мы жили там,выросли и благодарны,что захватили это время,когда люди видели реальную заботу государства о себе.Мы прожили счастливое детство и юность.А вот что сейчас происходит-это большой вопрос....
ирина марикова 
Автор-тролль.и дурак, раз не понял, почему Нестор Петрович попал в больницу
Alex
Ложь, Пизд#ж и Провокация! Откровенное враньё и полуправда! Аффтар, видимо, очередной "кремлин".
1. Система образования КАРДИНАЛЬНО поменялась только в плане отказа от чтения тупых поповских баек - они были заменены на естественный цикл и настоящую культуру. К слову, о какой СИСТЕМЕ образования ЦАРСКОЙ России бормочет аффтар, когда ПРОЦЕНТ НЕГРАМОТНЫХ там был 98-99% ?! Вспомните, с чего начинали большевики? Правильно, с ликбеза!
2. Трудно сказать, что было в 40-ые; скорее всего, аффтар изысканно врёт. В 60-70-80, когда учились большинсво ныне живущих, образование было БЕСПЛАТНЫМ ПОЛНОСТЬЮ! Более того - успевающим студентам (и вышка, и среднеспециальное) платилась СТИПЕНДИЯ.
3. Дискриминация есть всегда - таково наге общество. Но никакого ТЕСТИРОВАНИЯ и РАЗДЕЛЕНИЯ тогда НЕ БЫЛО - классы ВЫРАВНИВАЛИСЬ. Это просто не имело смысла, если знать, как работала единая гос. программа обучения.
4. Зарплата не была шикарной, но ВПОЛНЕ ПРИЛИЧНОЙ! Моя мама, учитель, вполне могла позволить себе слетать летом на юг (когда семьёй, когда одна - мы с батенькой предпочитали рыбалку дома). Понятно, это не были последние деньги дома. Сейчас учитель может только... да нихрена он не может.
5. Было понятие "классный руководитель", за это шла ощутимая доплата. Организовывались вечера, поездки, экскурсии и прочие ребетячьи радости. Сейчас упразднено - доплата в одну тысячу деревынных и спихивание классов коллегам.
Данил Арутюнов
Не причисляю себя к так называемым совкам и прочим ностальгаторам, но может не стоит кидать грязь в лицо прошлого, а взять самое лучшее из прошлого и двинуться в разумное будущее. Если кидать в прошлое камни, то будущее выстрелит в спину.
Любовь
Хватит бред перепощивать. Самая тупая аффторша у этой рубрики. Какая ты "капризулька"? Дебилка, однозначно, слов не умеющая связать
Татьяна Абдульманова 
Кто написал подобную статью? Бред полный.
Гретта Саркисова
Я училась в 60-е годы. При поступлении не тестировали.Программа была не такая обширная, как сейчас, но до сих пор помню сведения по тем предметам, которые после школы не пригодились, а считаю быстрее калькулятора.Зарплата учителя? В 80-е годы у меня была 312 рублей.
Данил Арутюнов
Инга, ташкентскому армянину почти 50 и со школьной скамьи штудирую советские учебники, последние почти 20 лет учебники по языку Хинди, чтобы оставаться Хинди переводчиком Всея Руси и НЭзалэжной. Если всё так было плохо, то почему в советский Ташкент ехали учиться, работать, создавать семьи со всего проклятого соцлагеря, а узбекистанские врачи, ирригаторы, врачи и прочие специалисты работали во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки?
Мутабор
Еще одну ТП писать научили на нашу голову...
Любовь
Хватит бред перепощивать, блядь, зае@али. Самой тупо что-то написать?
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства