Воровать плохо, обманывать тоже. Эту истину вбивают в головы своих отпрысков родители во все времена, вне зависимости от своих политических взглядов, национальности и выбранной религиозной конфессии. Вот только всегда найдутся люди, готовые обманывать других и наживаться на этом, например, в торговле. И как раз в каждой культуре были свои способы борьбы с такими обманщиками, от самых жестких и шокирующих методов до тех, что вполне могли бы применяться и сегодня. Или нет? Судите сами. Мы расскажем вам не только о наказаниях для обманщиков, но и о том, какие гарантии могли уберечь участников торговли от обмана.
ИндияОсновой для ведения торговли в древней Индии выступал особый свод законов «Ману-смрити». Главной гарантией того, что тебя не обманут, было совершение сделки только при свидетелях. Сделал это иначе — сам виноват. Если же какой-то человек по незнанию купил краденую вещь (что тоже являлось преступлением), то единственным средством избежать наказания было эту вещь вернуть, причем как можно скорее. Кстати, одним из самых серьезных преступлений в сфере торговли, которое мог совершить человек, по мнению древних индусов, была продажа несеменного зерна под видом семенного. За такой грех полагалось суровое наказание: виновник должен был лишиться какой-либо части тела. Причем кара непременно свершалась прямо в торговых рядах, чтобы и другим неповадно было. Удивительно, но после того как человек был наказан, на него словно больше никто и не держал зла. В частности, палач, только сделавший свое черное дело, обычно тут же предлагал мошеннику не грустить.
Обманешь — пожалеешь: какие наказания для нечестных торговцев существовали в древностиСегодня торговля в Индии давно уже не опирается на свод законов «Ману-смрити». Фото: M M/flickr.com ВавилонБыт, ежедневная жизнь и торговля вавилонян регламентировались кодексом Хаммурапи. Причем в данном своде законов мошенничеству в торговле уделялось очень даже пристальное внимание. Помимо наличия свидетелей при свершении сделки, как это было принято и у индусов, вавилоняне обязательно скрепляли договор двойной клятвой: царю Хаммурапи и Мардуку, своему верховному божеству. То есть тот, кто условия сделки нарушал, был двойным преступником: недругом царя и, кроме того, богохульником. Еще неизвестно, что хуже. Кстати, о том,
Расторжение сделки законы Вавилона все же допускали, но лишь в течение одного месяца. Случалось, что товар, который был продан, оказывался ненадлежащего качества — тогда сделка теряла силу, это было обычной практикой. А еще продавец обязательно должен был забрать свой товар назад и выдать покупателю денежную покупателю точь-в-точь. Иначе ему грозило не слишком веселое времяпрепровождение: начиная от битья палками до сметной казни. Гарантий, что тебе предстоит первое, а не второе, не было ни у кого и никогда, потому и торговать старались честно, на всякий случай.
ПалестинаБессмысленно спорить, что, помимо всех прочих талантов и способностей, евреи — асы в торговле. Их умение вести дела и преуспевать — практически национальная черта характера. Но у этого народа был и замечательный кодекс правил, составленный раввином Иосифом Каро из Цфата. Назывался этот монументальный труд «Шулхан арух», что переводится как «Накрытый стол». Конечно, там было написано не только про торговлю, но и про многие сферы жизни иудеев, но все же нас интересуют именно особенности заключения сделок.
Обманешь — пожалеешь: какие наказания для нечестных торговцев существовали в древностиФото: Isidre Cor/.flickr.comВо-первых, того, кто решился бы осквернить торговлю обманом, ожидало серьезное наказание — проклятие раввинского суда. Звучит это, прямо скажем, обманчиво не грозно. Но суть в том, что человек, которого прокляли таким образом, становился изгоем, и его не желало больше звать ни государство, ни семья. Так что нарушать правила торговли никто особенно не спешил.
Во-вторых, любая сделка сопровождалась особенным ритуалом, носящим название «киньян». Для разных категорий товаров он был разным, но, например, если кто-то покупал лошадь, то обязан был провести купленное только что животное под узды хотя бы пару метров. Иначе сделка не считалось заключенной правильно.
А еще гарантией отсутствия обмана было присутствие не только других иудеев, но и обязательно одного представителя другой веры. Как вы думаете почему?
Комментарии (0)